Миссия Омского государственного педагогического университета в региональной и российской системе образования, в социальной сфере в целом:
- в подготовке кадров учителей для региональной системы образования (дошкольных учреждений, начальной и средней школы, старшей школы, профильных классов старшей школы, всех типов и видов школ, гимназий, лицеев и т.п., преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования);
- в подготовке кадров учителей для школ сибирского и уральского регионов (Тюменская область, Новосибирская область, Эвенкийский автономный округ, Республика Тыва, Чукотский автономный округ и т.п.);
- в повышении квалификации и переподготовке педагогических кадров региональной и пограничной с омским регионом систем образования;
- в подготовке кадров для системы высшего образования в аспирантуре и докторантуре университета, через имеющиеся диссертационные Советы по защите кандидатских и докторских диссертаций;
- в подготовке кадров для социальной сферы Омской области и соседних регионов (социальных педагогов, социальных работников, психологов, юристов, менеджеров, специалистов в области информатики и компьютерной техники, по связям с общественностью, в области сервиса и туризма, искусства и т.п.);
- в оказании образовательных и иных услуг населению;
- во влиянии на общекультурное, социально-экономическое, социально-политическое развитие региона.
Для осуществления миссии педагогического университета необходимо формирование:
- понимания и поддержки власти региона и общественности в целом;
- понимания и поддержки педагогической общественности региона;
- понимания и создания условий для непосредственной работы в этом направлении коллектива педагогического университета, педагогических колледжей и училищ, ИПКРО как ассоциативных членов Некоммерческого партнёрства учреждений педагогического образования;
- понимания и поддержки студенческой общественности.
Исходя из роли педагогического университета в регионе, определяется и программа развития университета на ближайшие 5 лет.
Следует отметить, что программа будет осуществляться в условиях действия некоторых объективных факторов:
1. Фактора изменения политики государства в области образования, в которой главным становится:
- повышение качества и доступности образования:
- разработка и введение в действие нового поколения государственных образовательных стандартов;
- внедрение системы управления качеством образования;
- осуществление перехода на двухуровневое высшее профессиональное образование;
- оказание адресной социальной поддержки обучающимся;
- создание прозрачной системы конкурсного приёма в вузы;
- расширение сети подготовительных отделений в вузах;
- развитие системы непрерывного профессионального образования:
- интеграция образовательных учреждений профессионального образования разного уровня;
- объединение образования и научной деятельности;
- развитие вузовской науки и крупных образовательных научных центров;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг:
- изучение потребностей экономики в квалифицированных кадрах;
- осуществление мониторинга рынка труда;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования:
- создание благоприятных правовых и экономических условий для частного и корпоративного инвестирования в образование;
- усиление влияния институтов гражданского общества на управление в области образования;
- переход на принципы подушевого финансирования при реализации образовательных программ.
2. Фактора демографической ситуации, которая характеризуется падением рождаемости, начиная с 1989 года, когда общий коэффициент составлял 2,01 и примерно достигал уровня воспроизводства населения, в 1999 г. – 1,17. Причем, опыт европейских стран показывает, что возвращение к уровню воспроизводства населения маловероятно в течение многих лет.По оценке ООН в России к 2015 г. произойдет сокращение числа детей в возрастных группах 5-14 лет на 38 %, 15-19 лет – на 47 % по сравнению с 2000 г. Рассчитывать на то, что в школах сохранится востребованность в учителях за счёт уменьшения количества детей в классах, не приходится. Сегодня на одного учителя в России имеется 11,5 учеников, тогда как в Европе, на которую мы ориентируемся, – 14,3.
3. Фактора реальной ситуации на рынке педагогического труда в регионе и тенденциями ее развития:
а) в течение практически всех 1990-х гг. – нач. 2000 гг. в связи со структурными изменениями в экономике рынок педагогического труда выступал в роли донора для новых сфер деятельности, отдавая в основном молодёжь: учителей, имеющих небольшой стаж работы и потенциальных педагогов-выпускников высших и средних педагогических учебных заведений.
Распределение учителей общеобразовательных школ Омской области по стажу педагогической работы
Пед. стаж | 1996 год | 2000 год | 2001 год | 2003 год | 2004 год | |||||
Учителя | % | Учителя | % | Учителя | % | Учителя | % | Учителя | % | |
До 2 лет | 1826 | 7,2 | 1277 | 5,4 | 1268 | 5,5 | 1051 | 4,9 | 924 | 4,4 |
От 2 до 5 лет | 2670 | 10,6 | 1857 | 7,8 | 1652 | 7,2 | 1298 | 6 | 1176 | 5,7 |
От 5 до 10 лет | 4954 | 19,6 | 3814 | 16,1 | 3319 | 14,5 | 2597 | 12 | 2284 | 11 |
От 10 до 20 лет | 8510 | 33,7 | 8342 | 35,1 | 8138 | 35,6 | 7546 | 34,9 | 7156 | 34,4 |
Свыше 20 лет | 7297 | 28,9 | 8471 | 35,7 | 8509 | 37,2 | 9099 | 42,1 | 9243 | 44,5 |
Итого | 25257 | 100 | 23761 | 100 | 22886 | 100 | 21591 | 100 | 20783 | 100 |
Эта тенденция сохранится на ближайшее будущее. Её усиление или ослабление будет зависеть от изменения политики в отношении учителя (рост зарплаты, социальной поддержки, строительство жилья и т.п.).
б) демографическая ситуация оказывает прямое влияние на ситуацию на рынке педагогического труда. Происходит сокращение числа рабочих мест в системе образования и численность педагогов. За 2004 год число детей в общеобразовательных школах уменьшилось на 21 тыс.чел., на 700 единиц сократилось количество классов-комплектов, на 800 чел. уменьшилось число учителей. За период с 1994 по 2004 гг. число учителей в общеобразовательных школах региона уменьшилось с 24888 до 20551 чел.;
в) изменяется возрастной состав учителей, происходит старение педагогических коллективов.
Доля учителей пенсионного возраста в 2004 г. составила 15,7 %, в селе – 8,4 %. Более 44 % работающих учителей в 2004 г. имеют стаж работы свыше 20 лет.
Следует отметить, что выпускники высших и средних педагогических учебных заведений – наиболее вероятная категория, которая будет предлагать себя на рынке труда, имея соответствующее образование, владея современной техникой, современными технологиями обучения и, имея один крупный недостаток ? отсутствие опыта работы. В сложившихся условиях на рынке педагогического труда категория выпускников вузов – наиболее вероятный путь постепенного изменения кадровой ситуации в системе образования.
В связи с этим необходимо продолжить изучение развития рынка труда для выпускников университета: до конца 2005 года иметь полную картину востребованности специалистов с высшим педагогическим образованием, а в 2006 г. – востребованности специалистов по непедагогическим специальностям на региональном рынке труда. Выстроить систему гибкого реагирования и связи обучения с рынком труда
- сохраняя в рамках стандарта академические традиции обучения, усилить образовательную составляющую, направленную на будущую сферу деятельности;
- в организации практики ориентироваться на наиболее продвинутые школы, высококвалифицированных учителей, владеющих современными технологиями образования и т.п.;
- организовать практику студентов, обучающихся по целевым направлениям в университете, в образовательных учреждениях и других организациях, направивших их на учёбу в университет;
- ежегодно осуществлять мониторинг трудоустройства, анализировать его результаты с широким обсуждением, в том числе и в СМИ.
В стратегическом управлении вузом важно привлечение представителей заинтересованных кругов. Поэтому необходимо:
- создать в течение 1-2 лет Попечительский Совет университета, в который должны войти представители региональной исполнительной и законодательной власти, потенциальных работодателей, представители коммерческих и общественных организаций и т.п.;
- определить основные направления развития университета при законодательном изменении организационно-правовых форм образовательных учреждений РФ;
- в течение месяца со дня утверждения в должности ректора назначить проректоров и распределить обязанности по содержанию работы (функционал);
- разграничить обязанности деканов и заведующих кафедрами в организации учебного процесса, науки и воспитательной работы со студентами;
- пересмотреть функционал управлений, отделов и служб университета с целью рационального управления университетом.
Осуществление обозначенной роли (миссии) педуниверситета потребует изменения ситуации с кадрами профессорско-преподавательского состава. Стартовые цифры: остепенённость 60,7%, докторов наук 16% от состава преподавателей, средний возраст кандидата наук – 44 года, доктора наук – 58 лет не могут устраивать. Потенциальные возможности для изменения кадрового потенциала есть: в университете работает аспирантура (30 специальностей), докторантура (6 специальностей), 4 диссертационных совета по защите докторских и 2 – по защите кандидатских диссертаций. Существуют прочные научные связи с другими вузами региона, РГПУ, МПГУ и другими. Необходимо в полной мере использовать имеющиеся потенциальные возможности молодых преподавателей, перспективных кандидатов наук, всемерно морально и материально поддерживать подготовку и защиту кандидатских и докторских диссертаций.
Механизмы решения проблемы подготовки докторов наук:
- сохранить ставки научных сотрудников для работы над докторскими диссертациями;
- сохранить имеющуюся систему материальной поддержки докторантов и научных сотрудников, работающих над докторскими диссертациями;
- повысить ответственность кафедр и научной части за предоставление ставок научных сотрудников и сроки защиты докторских диссертаций;
- сохранить систему материальной поддержки в издании монографий и защите докторских диссертаций.
Механизмы решения проблемы подготовки кандидатов наук:
- сохранить сложившуюся систему материальной поддержки аспирантов при защите диссертации;
- создать условия для поступления молодых преподавателей в аспирантуру;
- повысить ответственность кафедры и научного руководителя за подготовку аспиранта к защите диссертации качественно и в срок.
Совершенствование системы материальной поддержки аспирантов и докторантов продолжить только на основе договоров (контрактов).
В системе мер поддержки докторов и кандидатов наук использовать возможности Жилищной программы университета с целью решения жилищных проблем профессорско-преподавательского состава.
Укрепление профессорско-преподавательского состава необходимо осуществлять и путём привлечения докторов наук, как в качестве постоянных работников, так и по совместительству.
В области основной деятельности необходимо предусмотреть следующее:
- оптимизировать наборы с учётом запросов рынка труда и экономической эффективности;
- оптимизировать спектр специальностей и направлений подготовки с учётом запросов рынка труда и экономической целесообразности;
- продолжить укрепление материальной базы для обеспечения учебного процесса, научных исследований:
- продолжить развитие библиотеки. Поддерживать проекты по созданию единой корпоративной сети библиотек; создавать условия для студентов и преподавателей в пользовании фондами российских и зарубежных библиотек;
- обеспечить свободный доступ студентов и преподавателей к Интернету в 2005 -2006 учебном году;
- создать достаточные условия для осуществления образовательного процесса в мультимедийных аудиториях во всех корпусах университета;
- осуществить в 2005-2006 гг. обеспечение студенческого состава компьютерной техникой в соотношении (14:1), то есть не ниже имеющегося в вузах, подведомственных Федеральному агентству по образованию;
- укреплять и развивать лабораторную базу естественных факультетов;
- продолжить движение к Болонскому процессу в рамках задач модернизации образования:
- обеспечить освоение государственных образовательных стандартов нового поколения;
- внедрить модульный график учебного процесса в порядке эксперимента на 2005- 2006 учебный год;
- постепенно сокращать аудиторные учебные часы, направляя аудиторную нагрузку исключительно на проблемные вопросы дисциплины;
- постепенно двигаться к укрупнению дисциплин, разработке интегрированных курсов, в реализации которых могут быть задействованы разные кафедры;
- организовать самостоятельную работу принципиально по-новому с использованием новых технологий, в том числе информационных;
- постепенное движение к внедрению кредитной системы;
- ускорить внедрение независимой экспертной оценки качества образования на всех этапах движения студента с 1 по 5 курсы.
В организации набора студентов университет должен ориентироваться на решение следующих задач:
- сохранить и развивать систему довузовской подготовки, ставя приоритетом подготовку по предмету для сдачи ЕГЭ;
- активизировать деятельность университета в предметных олимпиадах;
- проводить психолого-педагогические олимпиады в регионе, рекомендуя победителей (призеров) потенциальным работодателям в качестве кадрового потенциала (целевиков) с последующим поступлением в педагогический университет;
- сохранить систему репетиционных экзаменов на период внедрения ЕГЭ;
- более гибко реагировать политикой приёма на меняющуюся ситуацию на рынке образовательных услуг.
В науке:
- необходимо сохранить, а по возможности укрепить позиции, достигнутые в предыдущие годы: количество специальностей в аспирантуре и докторантуре, Советов по защите диссертаций; продолжить работу по открытию новых Советов;
- продолжить открытие новых специальностей в аспирантуре и докторантуре; ? построить работу научной части таким образом, чтобы привлекались дополнительные средства за организацию вступительных и кандидатских экзаменов, обучение в аспирантуре и докторантуре;
- оценку деятельности кафедр и систему премирования, организовать в том числе в зависимости от количества средств, принесённых кафедрой в университет. Причём в зачёт кафедрам по итогам работы должны идти и результаты, полученные во ВНИКах, созданных из преподавателей разных кафедр; продолжить работу по привлечению госбюджетных и региональных финансовых ресурсов, грантов на научные исследования;
- обеспечить финансовую поддержку науки из внебюджетных средств из расчета не менее 6 % от средств, полученных университетом в результате платных образовательных услуг.
В международной деятельности университета развивать
- международные программы и участие в них студентов и преподавателей университета;
- развивать связи с вузами и другими структурами иностранных государств в осуществлении конкретной деятельности, полезной для региона и педагогического университета;
- привлекать для обучения в университете иностранных граждан;
- создавать условия, обеспечивающие привлекательность университета для иностранных граждан.
Продолжить укрепление сотрудничества с учреждениями (организациями) педагогического образования, в которое входят все 8 педагогических колледжей и училищ и ИПКРО, другие средние профессиональные учебные заведения. Двигаться в направлении создания университетского комплекса.
В воспитательной работе необходимо
- особое внимание уделить развитию студенческого самоуправления;
- продолжить организацию волонтёрского движения;
- всемерно поддерживать студенческую инициативу, включая студентов в созидательную деятельность, в том числе по обустройству университета, созданию его имиджа и т.п., фиксируя именной вклад каждого молодого человека в результатах работы.
Развитие филиалов ОмГПУ
В Таре: в перспективе будут открываться новые специальности и направления с учетом потребности рынка труда. Для этого необходимо:
- продолжить укрепление кадрового состава преподавателей через подготовку в аспирантуре и докторантуре ОмГПУ и др. вузов;
- продолжить практику работы лучшей части профессорско-преподавательского состава университета в филиалах в Таре и Нововаршавке;
- разработать социальную программу и начать её осуществление с минимальной помощью головного вуза;
- усилить влияние на социокультурную среду северного региона.
В Нововаршавке:
- продолжить развитие открытых направлений подготовки студентов;
- основательно включиться в идущий эксперимент, осуществляемый в рамках федеральной площадки;
- на практике решить в течение 2005 г., 2006 г. задачи, поставленные перед филиалом о переходе студентов для продолжения образования после 2 курса в другие вузы;
- организовать сверхплановые наборы студентов с целью снижения затрат университета на развитие филиала.
Социальная программа университета
- продолжить выполнение жилищной программы с использованием университетских внебюджетных средств, личных средств преподавателей и сотрудников. Входить по возможности в жилищные программы города и области;
- продолжить обустройство санатория-профилактория «Иртышский», создавая условия для отдыха студентов, преподавателей и сотрудников на льготных условиях;
- повышать заработную плату, но, придерживаясь принципа, что во внебюджете зарплата не должна составлять вместе с начислениями более 65 % и менее – 50 % от общего количества внебюджетных средств на период до 2006 года; повышение зарплаты предполагается осуществлять путем совершенствования системы стимулирования оплаты труда преподавателей и сотрудников;
- продолжить обустройство центров здоровья и тренажерных залов, создать условия использования преподавателями и сотрудниками университета спортивных залов;
- организовать во всех учебных корпусах работу столовых и других точек горячего питания;
- определить на развитие социальной программы вместе с зарплатой не менее 65 % и не более 70 % от всех внебюджетных средств.
Финансовое обеспечение программы будет осуществляться из следующих источников:
- финансирование за счет средств федерального бюджета;
- привлечение целевых средств по программам Министерства образования и науки РФ, Министерства иностранных дел России, региональных органов исполнительной власти и т.п.;
- финансирование за счет внебюджетных средств (средств, полученных от платной образовательной и иной, приносящей доход, деятельности).
В связи с ожидаемыми изменениями в действующем законодательстве РФ, возможно уменьшение бюджетной составляющей в финансировании университета. При указанном развитии ситуации университет должен с максимальным использованием имеющихся ресурсов осуществлять свою деятельность в следующих направлениях:
- сохранять уровень сверхпланового набора; набора на ряд специальностей преимущественно на внебюджетной основе;
- расширять спектр образовательных и иных услуг населению;
- повышать уровень привлекательности университета в части довузовской подготовки (особенно в части ЕГЭ) и вообще тестовых технологий;
- повышать уровень инвестиционной привлекательности в плане повышения квалификации, профессиональной переподготовки учителей школ, преподавателей начального среднего и высшего профессионального образования, аспирантуры, докторантуры и т.п., заключая договоры, в том числе с учреждениями и организациями;
- целесообразно увеличивать прикладные исследования в регионе;
- активное участие в получении грантов;
- рекламирование научно-практических изысканий университета.
В этом случае внебюджетная составляющая позволит обеспечить стабильную деятельность и развитие университета в дальнейшем.