Эти вещие, проницательные слова всемирно известного пианиста, профессора Московской государственной консерватории Генриха Густавовича Нейгауза могут стать девизом, смыслом всей жизни многих учителей музыки, работающих с нашими ребятами в детских садах, в музыкальных и общеобразовательных школах, в детских кружках и студиях.
Какова же роль музыки, искусства вообще в жизни любого современного человека? И об этом лучшие представители мировой науки, культуры и искусства задумывались с очень давних времен. И вот только некоторые из высказываний по этой волнующей человека во все времена проблеме:
? Без музыки прожить можно, но не стоит! (венгерский композитор-классик Золтан Кодай);
? С музыкой можно легче войти к Богу в сердце! (Библия);
? Искусство, музыка ? такая потребность для человека, как есть и пить. И, может быть, без искусства, без музыки человек не захотел бы и жить на свете (Ф.М. Достоевский).
Известно, что в Омске и Омской области преподавателей музыки готовят несколько учебных заведений. Но преподавателей музыки высшей квалификации готовит лишь Институт искусств при Омском государственном педагогическом университете (именно так теперь именуется бывший факультет искусств ОмГПУ). Его новое название еще больше подчеркивает роль музыки в системе музыкально-эстетического воспитания молодежи и детей.
Однако наши педагоги-музыканты сталкиваются с некоторыми тревожными проблемами. Первая ? перенасыщенность музыкального быта различными средствами звукозаписи и звуковоспроизведения, засорение звукового музыкального эфира бесчисленными халтурными «музыкальными подделками», портящими музыкальный вкус детей, слушающих бесконечную современную попсу.
И вторая проблема ? многие педагоги-музыканты, работающие с детьми, перестали совершенствовать свое личное музыкальное, исполнительское мастерство в надежде на применение или использование различных видов музыкальной механической звукозаписи. Но практика свидетельствует ? дети все же предпочитают слушать на уроках живую, натуральную музыку, то есть естественное пение или игру на одном из музыкальных инструментов самого педагога. И вот здесь, поистине, и происходит возвращение всего на круги своя. Еще Г.Г. Нейгауз пророчески писал: «Любая, даже самая совершенная звукозапись ? это все же своего рода «музыкальные консервы», и они никогда не смогут заменить живого, естественного исполнения музыкального произведения!». И как же это верно замечено, и насколько же это актуально и для нашего времени!
Что же делается педагогами нашего Института искусств, чтобы как-то выправить, нормализовать создавшееся тревожное положение в сфере детского музыкально-художественного воспитания? Совсем недавно здесь прошла конференция «Становление музыкальной культуры современного школьника», посвященная 100-летию со дня рождения замечательного Российского музыканта-просветителя Дмитрия Борисовича Кабалевского. В ней приняли активное участие педагоги-музыканты многих общеобразовательных школ Омска и Омской области. Педагогами было исполнено двадцать выступлений, подчеркивающих значимость уроков музыки, мировой художественной культуры для полноценного интеллектуального и художественного развития каждого ребенка, формирования высококультурной личности, гражданина. Подобные конференции было решено проводить два раза в год.
В течение многих лет творчески общаются два родственных коллектива ? педагоги-музыканты Музыкального педагогического колледжа №3 и Омского института искусств ОмГПУ: проводятся музыкальные соревнования под названием «Колледж–Вуз», на которых выступают наиболее яркие, талантливые студенты. Цель этих конкурсов ? совершенствование музыкального исполнительского мастерства будущих учителей музыки. Хочется отметить, поощрить наиболее одаренных участников ? лауреатов и дипломантов ? последнего прошедшего смотра-конкурса молодых музыкантов: А. Опацкую, А. Сукушкина, Т. Стрюк, С. Пискунова, Я. Салякину, О. Гнускову (учащиеся Музыкально-педагогического колледжа), Е. Курганову, С. Боженкову, О. Гринбаум, М. Глезину, Н. Бастрикову (студенты Института искусств). Прошедший гала-концерт «Колледж–Вуз-2006» стал радостным, запоминающимся событием для всех его участников, слушателей, явился ощутимым стимулом творческого роста, совершенствования исполнительского мастерства для каждого из участников соревнования.
Сегодня образование детей и нашей замечательной талантливой молодежи объявлено национальным приоритетным проектом, который недавно был принят и утвержден российским правительством. Поэтому назревшие проблемы музыкально-эстетического и нравственно-этического воспитания наших детей, молодежи должны решаться самым серьезным образом, если мы хотим, чтобы наше общество было крепким, нравственно полноценным, морально устойчивым.