+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Творческое содружество школьников и ученых

Творческое содружество школьников и ученых

29.01.2003

«Экологом года» может стать не каждый, но желающих быть им – много. В Городском интеллектуальном марафоне «Эколог года» школьники участвуют уже восьмой год.

Цель марафона – популяризация экологических и, шире, биологических знаний среди учащихся средних школ, развитие их интереса к общим экологическим проблемам и конкретно экологическим проблемам России, нашего города и области. В ходе марафона эта цель успешно реализуется.

Организацией марафона занимается Детский эколого-биологический центр, городской департамент образования, Омский дом ученых. С 2002 года официальным организатором марафона стал Омский государственный педагогический университет, а его ректор, профессор К.А.Чуркин, вошел в оргкомитет.

В 2002–2003 учебном году в играх марафона приняли участие 22 команды из разных школ Омска и сельских районов области. Более двухсот мальчишек и девчонок, всерьёз увлеченных экологией. Для них экология не просто один из школьных предметов, а возможность проявить свои знания, свой творческий потенциал.

Научное руководство марафона все эти восемь лет осуществляет профессор кафедры экологии ОмГПУ, доктор биологических наук И.И.Богданов. Им составлены все вопросы и задания для игр. Вопросы трудные, но интересные, требующие не только знания фактического материала, но и сообразительности, нестандартного мышления. Вот лишь несколько тем игр, которые проходили в этом учебном году: «Гениальные инженеры природы» (экология и техника); «Повелители молнии» (экология и энергетика); «Почему они такие, какие они есть» (экологические проблемы эволюции); «Правда вымысла» (отражение экологических проблем в литературе и искусстве).

Ясно, что участники марафона не замыкаются на узко экологических проблемах, вопросы касаются и других разделов биологии, а также географии, химии, медицины и других наук, искусства и литературы. Это необходимо, так как современная экология – системная комплексная наука, широко использующая достижения многих наук и, в свою очередь, обобщающая их своими подходами и методами.

Если И.И.Богданов в некоторой степени «мозг» марафона, то его душой можно назвать заведующую оргмассовым отделом Детского эколого-биологического центра С.М.Добровольскую. Ее организаторские способности, энергичность, самоотдача отражаются в ярких, нестандартных сценариях марафона, особенно в его финалах, которые превращаются в настоящие праздники.

Тренерами команд школьников являются их учителя, энтузиасты экологического образования. Такие педагоги, как И.А.Миголь (Сибирская школа № 2, пос. Ростовка), Л.В.Сараева (школа № 17), И.В.Бархатова (гимназия № 147), A.M.Мусиенко (Усть-Заостровская средняя школа) и многие другие, непрерывно пополняют запас знаний, привлекая школьников к чтению учебной и научной литературы, прививая им вкус к самостоятельной работе. Об эффективности такой формы работы с учащимися говорят и результаты анкетирования участников игр и зрителей-болельщиков. По данным опроса, существенно повышается мотивация учебной деятельности, возникает устойчивый познавательный интерес к научным проблемам, к актуальным вопросам экологии и охраны природы.

Знания ребят оценивает компетентное жюри – преподаватели вузов Омска и сотрудники НИИ. Только в текущем учебном году в работе жюри приняли участие 4 доктора и 6 кандидатов наук, в том числе преподаватели ОмГПУ профессор Н.И.Ананьев (кафедра основ медицинских знаний и охраны здоровья детей); С.И.Андреева, доцент И.В.Бекишева (кафедра методики начального обучения); доцент Г.А.Сокур (зав. кафедрой истории и теории культуры); доцент Е.Н.Арбузова (кафедра общей биологии и методики её преподавания) и другие.

Помимо образовательных задач, марафон выполняет ещё одну крайне важную функцию. В ходе подготовки к отдельным конкурсам в рамках марафона (конкурсы экологической песни, экологического плаката, экологического кроссворда) реализуются творческие способности учащихся, формируется так необходимая им эмоциональная свобода. В текущем году в этих конкурсах приняли участие более ста школьников 8–11 классов. Немаловажно и то, что марафон выявляет одаренных детей, стимулирует к получению более полных знаний по биологии и другим наукам, способствует профориентации учащихся.

Возможно, не все из участников марафона посвятят свою жизнь проблемам экологии, но несомненно, что понимание этих проблем, неравнодушие, заинтересованность останется с ними надолго в их будущей взрослой жизни. Это и будет самым главным итогом марафона. А очередной финал скоро – 20 февраля 2003 года.

С.К. Шарапова,
секретарь Городского интеллектуального марафона «Эколог года»,
педагог-организатор Детского эколого-биологического центра,
выпускница ОмГПУ