18 ноября в ОмГПУ состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные университеты: разнообразие миссий и конкурентоспособность».
Доклады пленарного заседания были очень разнообразными, хотя и посвящались одной теме — процессу глобализации в образовании.
Конференцию открыл ректор ОмГПУ Константин Александрович Чуркин, поприветствовав участников — резидентов и гостей педуниверситета.
Г.В. Телегина, Тюменский государственный университет
Галина Валентиновна Телегина, директор Регионального института международного сотрудничества Тюменского государственного университета, в своем докладе «Региональный университет в контексте интернационализации образования: опыт ТГУ» поделилась, как современные проблемы образования пытаются решать в вузе соседнего региона.
Ольга Павловна Кузнецова, проректор по внеучебной работе и социальным вопросам Омского государственного технического университета, представила участникам конференции доклад на тему «Интернационализация высшего образования».
Участники конференции из Казахстана
Игорь Михайлович Аликперов, профессор кафедры теории и практики управления организацией Уральского государственного педагогического университета, в своем докладе «От конкурентоспособности миссий университетов — к лидерству на рынке» поднял необычную тему: «К сожалению, для высших учебных заведений миссия пока что является больше модным атрибутом, чем современным инструментом эффективного управления университетом и профессорско-преподавательским составом. С миссии начинается разработка имиджа организации. Преподаватели и сотрудники — это субъекты имиджа любого университета. Однако у большинства вузов в официальной формулировке миссии ничего не говорится о сотрудниках и преподавателях — только о студентах и обществе. А ведь именно от преподавателей в первую очередь зависит решение поставленных в университете задач».
И.М. Аликперов, Уральский государственный педагогический университет
Доклад Алексея Анатольевича Коропченко, доцента Московского государственного университета им. Ломоносова, эксперта Центра документов об образовании МГУ, прозвучал в некотором диссонансе с темой конференции. Главная проблема сообщения стала понятна уже из названия: «Университетское образование в эпоху глобализации: стратегия развития или выживания?».
«По моим личным представлениям, мы сейчас находимся в стадии выживания, — сразу подытожил Алексей Анатольевич. — Я изнутри знаю, что происходит у нас в стране с образованием. Поэтому стою на позиции реалиста. Я хочу быть оптимистом, но я реалист. Я уверен, конечно, что наши университеты преодолеют все препятствия, которые перед ними стоят. Но сейчас ситуация для университетов очень тяжелая.
А.А. Коропченко, Московский государственный университет им. Ломоносова
Мы перешли в стадию глобализации, когда все сферы общества тесно связаны друг с другом. Образование — не только отрасль экономики, а часть национальной культуры, важнейший элемент общественной жизни. Перед нашей страной поставлена задача перехода к инновационной экономике взамен сырьевого вектора развития. Очевидно, что в этом переходе особая роль принадлежит ведущим университетам, которые являются центром нового знания, появления новых технологий».
Алексей Анатольевич выражал свое мнение и по поводу единого экзамена, снижающего уровень школьного образования, и по поводу массового оттока ученых за границу.
Конференции, посвященные проблемам образования, традиционно собирают много молодежи
«Чтобы родился гений, нужно, чтобы он работал в коллективе из сотен ученых. Поэтому необходимо развивать и финансировать все направления науки», — заключительная фраза Алексея Анатольевича заставила аудиторию в зале вновь поверить в нужность выбранной профессии — профессии ученого.