...организованная Управлением международного сотрудничества ОмГПУ (УМС) при поддержке омского регионального отделения Ассоциации выпускников «Профессионалы за сотрудничество», состоялась в нашем университете 17 декабря.
По сложившейся традиции студенты омских вузов и работники сферы образования, побывавшие за границей, собрались для того, чтобы обменяться впечатлениями о своих путешествиях и поделиться тем опытом, который был приобретен в иной культурной среде и привезен в Россию. Некоторые студенты ОмГПУ, интересующиеся возможностью обучения или стажировки за рубежом, также пришли на встречу, чтобы получить информацию из первых рук. Н.С. Бринев, заместитель начальника УМС, рассказал собравшимся о действующих образовательных программах, в которых желающие могут принять участие уже сегодня. Н.Г. Денищенко, координатор проекта «Гармония», пригласила выпускников международных образовательных программ обучиться современным Интернет-технологиям с помощью IATP, которая функционирует на базе библиотеки им. А.С. Пушкина.
Наибольший интерес участников встречи вызвало выступление М.А. Новолодской, заместителя директора Новоомской школы, выпускницы двух международных образовательных программ: «Сотрудничество профессиональных объединений» и «Партнерство в образовании». Посещение уроков в школах США, участие в семинарах и разработке различных проектов, предусмотренных программами, позволило ей в полной мере осознать важность воспитания в детях определенной системы ценностей. По возвращении домой Марина Александровна предложила коллегам внедрение ряда инновационных методик в учебно-воспитательный процесс родной школы. Вот что она рассказала о результатах этого многолетнего эксперимента:
«Всем известно, что американцы пронизаны духом любви к своей родине. Задумавшись над тем, каким же образом они воспитывают такое прочное чувство патриотизма и как нам достичь этого, мы разработали программу «Мы живем среди людей», которая включает в себя все сферы жизни ученика, учителя и родителей. В центр нашей программы мы поставили личность ребенка, который с детства наделен правами, поэтому логичным было начать воспитание гражданина страны с обучения школьников правам человека. Сначала мы, педагоги, сами пропустили через себя Конвенцию о правах ребенка, Декларацию прав человека, затем передали эти знания детям и увидели, что им понравилось вхождение в правовое пространство – у них буквально засверкали глаза! Впоследствии мы стали проводить подобные занятия и с родителями. Таким образом, нам удалось задействовать все субъекты образования в обучении правам человека.
Марина Александровна Новолодская
Чего же мы достигли? Вхождение в правое пространство позволило нам сократить преступления и правонарушения среди наших подростков — дети узнали, за что они несут ответственность перед обществом! Если в 90-е годы в детской комнате милиции состояли на учете 36 наших учеников, то уже в 97 году — 1 школьник.
Мы добились и возрастания активности детей. В 90-м году 26 % школьников участвовали в общественной работе, в 97 году — 58 %, а в 2001 году — 97,6 %. Каким образом достигалась эта активность? По просьбе учащихся в школе были устроены выборы старосты, голосование было тайным. Кандидаты предлагали свои программы, и каждый ребенок имел право быть избранным и избирать. Затем мы перенесли это избирательное право на более высокую ступень: когда в стране шли выборы президента, мы выбирали президента школы. Все проходило подобно настоящему голосованию: гимн Российской Федерации, бюллетени, урны для голосования, которые охраняли маленькие милиционеры.
Мы также разработали проект «Я гражданин России», в рамках которого каждую неделю в школе проводятся «Линейки добрых дел и добрых инициатив», где мы говорим только о хороших поступках детей. Если ученик навел порядок в подъезде или убрал снег у памятника, обязательно нужно сказать об этом, потому что он ценит ту малую родину, где живет. А это и есть чувство патриотизма.
Однако мы не замыкаемся проведениями мероприятий в нашем селе и плотно сотрудничаем с управлением образования, паспортно-визовой службой, администрацией района, села, с областным центром планирования семьи, советом ветеранов, инспекцией по делам несовершеннолетних, с управлением молодежной политикой нашего города, со многими учреждениями культуры.
Я глубоко уверена, что гражданские инициативы должны иметь место в нашем образовании: правовая культура, любовь к родине, к людям, к своему делу — это и есть то, вокруг чего мы должны выстраивать свою работу».
Дружеская атмосфера, интересные выступления и важность обсуждаемых проблем обеспечили успех встречи. Как отметил Б.Ю. Патрушов, заместитель Главы администрации Омского района Омской области по социальным вопросам: «Мир меняется, и мы должны изменяться вместе с ним. Нам нужны свежие мысли, новые подходы в обучении. И хорошей предпосылкой для этого становятся международные образовательные программы, дающие отечественной системе образования неоценимый опыт зарубежных стран».