15 мая ректор ОмГПУ Константин Александрович Чуркин встретился с представителями печатных СМИ Омской области. Тема встречи была обозначена довольно широко – «75 лет ОмГПУ: итоги и перспективы». Но разговор шел в основном, что называется, о наболевшем. А привычная на встречах с ректором форма вопроса-ответа перешла в форму диалога, где обе стороны смогли высказать свое мнение, обсудить насущные проблемы, попытаться найти пути их решения, в конце концов – помочь друг другу.
Беседа началась с небольшого выступления ректора, где он осветил некоторые проблемы села, привел некоторые цифры. Основная трудность, которую сейчас переживает деревня – это отток населения. Константин Александрович сделал предположение, что массовое бегство сельчан можно остановить, сделав ставку не на крупные сельские предприятия, а на личные хозяйства, которые с помощью поддержки государства и включения механизмов работы семьи могли бы существенно улучшить положение села.
Воспитать учителя новой формации
Очень остро в настоящее время стоит проблема учителя в сельской школе. Последние 10-15 лет приток молодых учителей не только в сельские, но и в городские школы значительно снизился. Более 50% учителей, работающих сейчас в школах Омска и Омской области, имеют стаж работы свыше 20 лет. От 6 до 15% – это учителя-пенсионеры. Во-первых, между учителем и учеником возникает огромная пропасть: возрастная, идеологическая, культурная, информационная, наконец. Во-вторых, в школе не происходит существенных изменений, хотя наука и педагогика ушли далеко вперед. По мнению Константина Александровича, школе нужен молодой учитель, который осознает необходимость перемен и способен двигаться к этим переменам вместе с коллективом.
К.А. Чуркин, ректор ОмГПУ
Кроме того, сегодня в сельской школе работают учителя, которые в течение двадцати и более лет не проходили полноценного повышения квалификации. Короткие курсы повышения квалификации, проводимые институтом развития образования, имеют в большинстве случаев психолого-педагогическую, а не предметную направленность. Результаты ЕГЭ показывают, что область плохо подготовлена к этому виду экзамена. Очень часто учитель-предметник не может решить творческие задания из части С. Наш университет, в свою очередь, готов предложить учителям всевозможные курсы повышения квалификации как по предмету, так и психолого-педагогического цикла.
Не секрет, что сегодня сельская школа испытывает нехватку педагогических кадров. Казалось бы, эту проблему мог бы решить механизм распределения выпускников. По мнению Константина Александровича, этот механизм ущемлял бы права современного выпускника. Более рациональное решение – механизм целевого набора. Однако и тут Константин Александрович отметил очень важную проблему: система целевого набора решает только количественные трудности, но не решает трудности качественные. Район делает целевой заказ на определенное количество специалистов – выпускников педвуза, но совершенно не интересуется, какие именно специалисты придут работать. Конечно, хочется, чтобы область интересовалось качеством подготовки своих «направленцев». Сегодня сделан первый шаг в эту сторону: небольшое количество целевых направлений будут поддерживаться финансово со стороны областных властей. По сути, учить будут за счет областного бюджета. А это значит, что область будет заинтересована в качестве финансируемого ею специалиста. Константин Александрович же отметил, что готов поддержать таких студентов и стипендией, и особой методической подготовкой к работе в сельской школе, и возможностями в сфере дополнительного образования.
Ольга Васильевна Турченко, главный редактор газеты «Вперёд», Знаменский район
Константин Александрович отметил также, что помимо учителя-предметника, современная школа нуждается в руководителе. Учитель не способен быть менеджером, управленцем. А современные рыночные условия требуют от школы относительной самостоятельности, независимости от чиновничьего аппарата. ОмГПУ уже выпускает менеджеров в образовании, также готовится открыть магистратуру по этому направлению.
«Не испытывает ли сам педуниверситет голода в педагогических кадрах?» – поинтересовались представители прессы. «Серьезного недостатка в педагогических кадрах педуниверситет не испытывает, – ответил Константин Александрович. – Но есть другая проблема, которая тянется с 90-х годов, когда многие молодые люди ушли в сферу бизнеса. Поэтому сегодня преподавательский состав в вузе представлен профессурой в возрасте 50-70-ти лет и молодежью от 25 до 35 лет. Сорокалетних же преподавателей ничтожно мало. Это затрудняет преемственность поколений, передачу опыта. Но, несмотря на это, ОмГПУ с лихвой перекрывает необходимый для вуза показатель остепененности – 60%».
Виктор Иванович Сидоренко, главный редактор газеты Ihre Zeitung («Ваша газета»), Азовский район
О судьбе филиала на селе
Представителей Нововаршавки очень волновала судьба филиала ОмГПУ, расположенного в их поселке: будет ли он преобразован в филиал ОмГПУ полного цикла? Напоминаем, что в настоящее время Нововаршавский филиал является высшим учебным заведением с двухгодичным сроком обучения с последующим переводом, согласно выбору студента и направлению его подготовки, в один из четырех вузов г. Омска. Константин Александрович прокомментировал эту ситуацию так: «Во-первых, столько учителей в Нововаршавке и близлежащих областях не нужно. Во-вторых, для этого нужно создавать собственный коллектив. Это очень сложное дело. Кроме того, только в большом городе есть возможности работы в большой библиотеке, культурные возможности, другие информационные. Без этого обучение в университете невозможно. Все-таки вуз должен примыкать к большому городу. Пока я не могу точно сказать, как будет развиваться Нововаршавский филиал. Если преобразовывать его в цельный филиал, то нужно менять спектр специальностей, который должен быть в большей степени ориентирован на рынок труда. Но в любом случае хорошее аграрное и техническое образование можно получить только в специализированных вузах».
Надежда Григорьевна Жданова, главный редактор газеты «Целинник-НВ», Нововаршавский район (слева); Галина Ивановна Тарасова, главный редактор газеты «Восход», Нижнеомский район
Конкуренция для лучших результатов
В вопросе нормативного подушевого финансирования в сельской школе помог разобраться Владимир Иванович Гам, проректор по учебной работе ОмГПУ. Нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений предполагает финансирование учреждений образования в зависимости от общего количества учащихся, посещающих данные учреждения. При этом для разных групп (сельских, городских, малокомплектных) образовательных учреждений устанавливаются коэффициенты, позволяющие также учесть специфику образовательных программ и наполняемость учреждений образования:
- для городских школ с наполняемостью классов 25 человек;
- для крупных сельских школ, расположенных в райцентрах, с наполняемостью классов 20 учеников;
- для школ с удаленностью от райцентра более 10 километров, где средняя наполняемость класса – 10-15 учеников.
В.И. Гам, проректор по учебной работе
Таким образом, нормативное подушевое финансирование влечет за собой реструктуризацию сети образовательных учреждений: если школа не набирает положенного количества учеников – ее предложено будет закрыть. Ведь учить трех человек – экономически невыгодно. Однако очень удаленные от райцентра села будут сохраняться при любом количестве учеников. Кроме того, окончательное решение о сохранении или закрытии школы по закону «О местном самоуправлении» будет решать сельский сход.
Нормативное подушевое финансирование призвано добиться не только справедливого распределения финансовых ресурсов, но и высокого качества образования, увеличения доступности образовательных услуг.
Маргарита Алексеевна Воловодова, внештатный журналист газеты «Работа для вас»
Особая педагогическая атмосфера
Подняли вопрос о возможном слиянии педуниверситета с другими вузами Омска. Константин Александрович выразил опасение по поводу целесообразности этой идеи. Как историк, ректор ОмГПУ обратился за помощью к прошлому опыту и вспомнил казахстанский эксперимент, когда в Павлодаре объединили медицинский, политехнический и педагогический университеты. «Они так и не стали единым университетом, – заметил Константин Александрович. – Кроме того, на советах ректоры просто-напросто не понимали друг друга. Слишком разная специфика у вузов. Снова разделили университеты, по факту создавая эти вузы заново. И вообще – в педагогическом вузе все-таки должна быть особая аура подготовки учителя».
В заключение разговора Константин Александрович отметил, что Омский педуниверситет входит в тридцатку лучших педагогических и лингвистических вузов среди 82-ух российских вузов. Это неплохой показатель для сибирского университета. «Образование, полученное в ОмГПУ, позволяет уверенно чувствовать себя на рынке труда: наши выпускники, уходящие в другие сферы, легко адаптируются там, где нужны коммуникативные качества. Кроме того, они изучают предмет, который легко применим ко многим общественным областям: из историков получаются хорошие политики, из математиков – отличные бухгалтеры. Процент наших выпускников на бирже труда очень низок – всего лишь 0,3%. Приятно также, что доля сельских студентов в нашем вузе непрерывно растет. Одним словом, потребность современного молодого человека в педагогическом образовании есть».
Г.И. Тарасова поздравляет университет с юбилеем
Логичным завершением разговора, посвященного юбилею ОмГПУ, явилось поздравление журналистов с пожеланиями нашему университету дальнейшего развития. Ну а мы выражаем благодарность всем гостям, приехавшим на встречу с ректором нашего вуза, Константином Александровичем Чуркиным. Разговор получился действительно интересным!