Накануне в ОмГПУ студенты факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма направления «Профессиональное обучение» сдавали демонстрационный экзамен по дисциплине «Методика профессионального обучения». Никаких билетов и ответов на вопросы преподавателя. Студенты проходили испытания в новом формате: в аудитории – только сами ребята, а эксперты – в специальной комнате наблюдают за ними с помощью зеркала Гезелла.
Экзамен в новом формате проверял ключевые компетенции будущих преподавателей колледжей: умение разрабатывать учебно-методические материалы и владение методикой преподавания. В первой части демоэкзамена студенты разработали технологическую карту учебного занятия, а уже во второй проводили его фрагмент.
«Такой формат промежуточной аттестации очень независимый – оценивание проводится объективно, действующими преподавателями экономико-управленческих дисциплин, в соответствии с профилем подготовки студентов. Демонстрационный экзамен ярко и выпукло показывает освоенные компетенции и навыки, демонстрирует их сформированность. Кроме того, он показывает насколько успешно студенты могут разрабатывать учебно-методические материалы через составление технологической карты занятия», – отметила доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ Манзила Мергеновна Амренова.
В состав комиссии, как на настоящем экзамене, вошли будущие работодатели – действующие преподаватели средне специальных учебных заведений города: преподаватель Омского техникума строительства и лесного хозяйства Мария Николаевна Андреева, доцент кафедры «Инженерная педагогика» СибАДИ Ирина Анатольевна Дегтярева и председатель ПЦК учетно-экономических дисциплин Наталья Анатольевна Грачева.
«В системе СПО демонстрационные экзамены очень активно применяются для оценивания студентов: приглашаются работодатели и происходит некий отбор потенциальных работников для предприятий. Так как кафедра готовит именно педагогов в СПО, а я являюсь методистом техникума, рассчитываю на то, что увидим подходящих кандидатов, чтобы пригласить их на практику, а в дальнейшем возможно трудоустроить», – рассказала Мария Николаевна.
Ирина Анатольевна Дегтярева преподает смежную дисциплину в одном из омских вузов и отмечает высокий уровень подготовки наших студентов. «У нас ни в одном направлении подготовки не предусмотрена сдача демонстрационного экзамена, поэтому очень интересно посмотреть. В роли эксперта я выступаю впервые, поэтому интересны все особенности подобного формата самозащиты, когда студенты полностью готовят всё занятие и представляют его в мини-варианте в течение 20 минут. Для студентов это очень тяжелая работа, когда за короткий период времени нужно показать сформированность всех компетенций. Оценивать довольно легко: экзаменуемые достаточно подготовлены, кроме того, у нас есть наглядные материалы – технологические разработки», – отметила Ирина Анатольевна.
«Такая проверка дает ценный опыт в планировании уроков, составлении технологических карт и взаимодействии с аудиторией. Для меня сложнее и волнительнее оказалось ожидать своей очереди перед сдачей экзамен, чем работать со студентами. Как мне кажется, больше трудностей не возникло. Опыт участия в демонстрационном экзамене позволил мне лучше понять требования к преподавателю и наметить план работы над улучшением своих профессиональных компетенций и навыков», – поделилась студентка Екатерина Панкратьева.
Уже скоро будущие выпускники будут в таком формате сдавать Государственную итоговую аттестацию. В ОмГПУ для этого созданы специальные аудитории со всем необходимым: интерактивными панелями, современными микрофонами, мобильными столами, удобными стульями, интерактивной трибуной, панелью бронирования, компьютерами для экспертов, конференц-камерами и конгресс-системами.