25 октября отмечается Международный день художника. В канун праздника мы встретились с новым деканом факультета искусств ОмГПУ Андреем Сухаревым. Он всю жизнь посвятил преподаванию в альма-матер, а в сентябре этого года стал деканом родного факультета. О творческом детстве, окружающем вдохновении, любимом художнике и будущем факультета – в нашем интервью.
Дорога жизни привела Вас в Омск далеко не сразу. Каким было оно, детство и юношество на малой Родине?
Сам я родом с Алтайского края, из города Бийска, и всё довузовское – художественная школа, художественное отделение педагогического училища – прошло там. После училища у нас было распределение, но у меня было свое – поступление в вуз. На работу пока не годен был: не доучился. После двух лет армии год отработал в художественной школе, а потом поступил в 1985 году в Омский педагогический.
А мысли о том, чтобы стать художником, посещали Вас с малых лет или пришли уже позднее?
Не для красного словца будет сказано, но действительно мама и бабушка подмечали, что с малых лет, примерно с трёх, когда только говорить активно начал, я просыпался и спрашивал: «Где мой паталин?» Ну, пластилин то есть. Вот давали мне его, и можно было больше не беспокоиться о том, как меня развлекать: сидел и лепил.
Потом у нас в Бийске, городе не таком большом, открылась первая художественная школа. Тогда я был в 4 классе, и учитель рисования нас агитировал: «Ребята, школа новая открылась, кто хочет, поступайте, только там нужно сдавать экзамены». Почти все одноклассники хотели, ведь это было в новинку. Занятия были платными, по 6 рублей в месяц, а для 1974 года это была цена хорошая. Пришел я домой к родителям и чуть ли не со слезами на глазах начал просить, чтобы меня отпустили в эту художку. Добро получил, экзамены сдал, и полгода нужно было ездить чуть ли не на другой конец города. Находилась школа в старом деревянном особняке вместе с музыкальной. Поступать удавалось многим, но окончил я один.
После художественной школы поступил на художественное отделение педагогического училища. Тогда членов Союза художников у нас было совсем мало, и мы смотрели на них с огромным восхищением. Детской мечтой горели глаза. Художники – это же ух, как здорово!
А родители как отнеслись к Вашему выбору?
Родители почему-то согласились, хотя у нас пленэры были не городские; мы выезжали на Телецкое озеро и в другие места. Представьте только: ребятишки по тайге ходят и рисуют. Длились они по две-три недели. Вокруг такие пейзажи –красота! В общем, близкие меня поддержали, хотя никто не был связан с искусством и ремеслом художника.
Сохранилась ли самая первая, написанная Вами работа? Если да, где она находится? Что на ней изображено?
Работы со времен художественной школы в Бийске еще были где-то, а вот после выпуска из училища из трудов четырех лет обучения я сделал большой-большой костер во дворе дома. Но одна первая работа маслом осталась: это натюрморт. Знаете, на половичке утюг чугунный, на холстике было вырезано. Сначала родители ее хранили, а теперь она в Бийске у брата лежит.
На какой изобразительной технике Вы специализируетесь? Что нравится рисовать больше всего?
Мне больше всего нравится графика, но графика – это понятие очень широкое. Это и печатная графика, и оригинальная графика. Хотя раньше очень много писал, но по душе больше графические работы. Почему? Там есть такой элемент спонтанности, когда ты делаешь, но не совсем точно знаешь, что должно получиться. Предчувствуешь, я бы сказал. Потому что, когда с доски печатаешь, где-то станок чуть-чуть потуже затянуть можешь, а результат в итоге получается разным. Можно сделать, допустим, тираж в 10 листов с одной доски. И все листы будут разные. Этим графика, наверное, и интереснее для меня. В то же время можно просто потом дарить эти работы друзьям и знакомым, ведь их у тебя не одна, а несколько. Поэтому занимаюсь графикой различной.
Ещё когда учился здесь, должны были мы делать диплом, а меня оставили на шестой год. И как раз целый год я делал дипломную работу. В моем распоряжении была вся графическая мастерская, своеобразная творческая дача. Стал лаборантом по печатной графике работать и год писал диплом. Если в среднем 4 листа при защите диплома демонстрировали, у меня было больше 20 листов, 3 серии. Оно и понятно: никаких других дисциплин не было, просто творил и творил. Было здорово! Еще и стипендию за это получал.
Что служит для Вас основным источником вдохновения? Есть ли художники, чьи работы Вам близки?
Источником вдохновения служит то, что находится вокруг нас. Мы с женой, бывает, едем куда-нибудь, она погружена в свои мысли, а я её оттуда вытаскиваю, говорю: «Посмотри, какая там красота!» Притом это может быть и воробей, сидящий на ветке, и оттиск древней ракушки в музее. Всё это может превратиться в неплохую работу.
С малых лет и до сих пор люблю Василия Ивановича Сурикова. Он вдобавок и наш земляк-сибиряк. Его работы классные. Если сейчас смотреть на них с точки зрения профессионала, находишь немало каких-то нестыковок, ну а в целом просто нравятся работы, которые выполнены профессионально. Теперь вот ходишь на выставки и не вдохновляешься работами, а смотришь, как они сделаны. Профессиональная деформация идёт. Люблю классно сделанную работу и вне зависимости от жанра и техники.
Есть ли у Вас фавориты среди собственных работ?
Пока делаешь, работы нравятся. Закончил с ними, всё сказал, и на том всё. Если куда-то ушли в сторону, в свет – хорошо, если нет, то тоже хорошо. Лежат, ждут своего часа, потом опять на какой-нибудь выставке используются. А конкретных фаворитов у меня нет.
Как Вы оказались в Омске? Почему остановили выбор именно на нашем педагогическом?
Почему поехал в Омск? Да, в то время и в Новосибирском педагогическом был худграф, но в училище моем были преподаватели, которые учились именно здесь заочно. Поэтому я и знал, что омская школа художественной направленности была очень сильная. И выбор был один.
Как к Вам пришло решение остаться на кафедре и преподавать?
После того как на шестой год меня оставили, так и начали для вуза готовить. Пожалуй, я единственный на факультете, у кого в трудовой книжке есть запись «преподаватель-стажер». У всех была «ассистент», а у меня вот иначе. После вуза сразу же не брали на преподавательскую должность, и я в течение года был стажером тогда ещё на кафедре рисунка.
Бывает ли, что во время занятий студенты вдохновляют Вас на написание новых работ? Можете привести пример подобной ситуации, если она была?
Когда у ребятишек горят глазки, когда ты видишь, что они понимают и хотят писать, рисовать, то вдохновляют, конечно. Насчет студентов конкретного примера не приведу, но был интересный случай с сыном. Он учился в специализированной школе, и его домашним заданием было нарисовать яблоки карандашиком. Сидел, ворчал, возмущался: мол, кому это интересно. Я сидел, слушал-слушал – надоело. Взял и нарисовал эти яблоки простым карандашом. Мощно получилось: там игра контрастов, чёрное-белое, на лист формата А2 вышли два громадных яблока. Тут сынишка удивился, смотрит на меня и говорит: «Папа, вот это да! А что, так можно было?» Здорово, что отклик такой есть.
С начала этого учебного года Вы находитесь на должности декана факультета, с чем мы не можем не поздравить Вас. Насколько изменились Ваши трудовые будни с получением нового статуса?
Спасибо большое! Откровенно говоря, я не поклонник пребывания в публичном пространстве, потому что художники все же немного эгоисты, в себе работают. Сейчас же приходится выходить на разные площадки, в учреждения, разговаривать с разными людьми. Но всё же это ради благого дела, ведь я представляю факультет.
Каким Вы видите будущее факультета искусств? Какие проекты хотелось бы реализовать? Что Вам как декану хочется развивать на факультете?
Из определения факультета искусств как центра художественно-эстетического воспитания региона вытекает, что нужно, во-первых, творческий компонент оживить, он у нас немножко затерся. Хочется сделать так, чтобы наш факультет оставался мощным. Если посмотреть на Союз художников изнутри, там процентов на 85 выпускники нашего факультета. Я ещё постоянно шучу: вот мы учителей готовили, а получился брак – художник. Однако это тоже уровень; наши выпускники являются кандидатами в Союз, занимают на конкурсах призовые места, размещаются на выставках. А во-вторых, надо поднимать не только художественную, но и научно-методическую часть, потому что звенья образования слегка разрозненные в нашем регионе. Считаю, что, раз мы делаем одно общее дело, нужно выстроить единую лестницу, чтобы и предпрофильное образование со своими задачами справлялось качественно, и среднее звено. Так и получится, что каждый делает свое, но вместе мы добьемся хороших результатов. То же можно сказать и об институте дополнительного образования. Во всех школах, особенно сельских, изобразительное искусство ведет кто угодно. Мы же можем помочь специалистам, например прийти на переподготовку, но и здесь надо работать сообща.
Что Вы могли бы пожелать университету накануне его 90-летия?
Еще лет 90 подготовки квалифицированных кадров, расширения влияния и появления новых возможностей. А когда возможности расширятся и 180-летие наступит, то еще 180 лет процветания и успехов.