27 сентября в России свой профессиональный праздник отметили воспитатели и дошкольные работники. Омский педагогический университет на протяжении многих десятилетий готовит специалистов дошкольного образования. За это время на факультете начального, дошкольного и специального образования сложились сильные традиции, которые сегодня сочетаются с современными подходами в образовании.
Мы побеседовали с доцентом кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ, кандидатом педагогических наук Марией Мякишевой. О том, как сегодня готовят воспитателей в ОмГПУ и какие качества особенно важны в этой профессии, – в нашем интервью.
Мария Владимировна, у Вас большой опыт в подготовке воспитателей. Расскажите, какими они должны быть?
Очень много профессионально значимых качеств, которыми должен обладать воспитатель. Это и высокий уровень культуры, и жизнерадостность, и организаторские способности, и трудолюбие, и отзывчивость, но особенно важны доброта и глубокая вера в детей. Именно эти качества педагога помогут ребенку преодолеть самые разные ситуации на пути его развития. Ведь как воспитатель может убедить малыша, что у него получится и стих в первый раз рассказать, и карандаш «приручить», и непослушную пуговицу самому застегнуть? Просто сказать: «Я верю в тебя»? Мало! Ребенок должен это почувствовать.
Одно из самых важных качеств воспитателя – способность вновь и вновь проживать детство с каждым ребенком: вместе с ним играть, рисовать, шептаться о важном для малыша. Важно видеть мир его глазами, искренне удивляться вместе с ним всему новому и испытывать радость открытия свойств нашего мира.
Что должны уметь делать дошкольные работники?
Воспитатель должен иметь знания в области дошкольной педагогики, знать возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста, владеть методикой развития и воспитания детей. Особенность профессии воспитателя состоит в том, что он «проживает» вместе с ребенком весь его день, а не только формирует какие-то представления в области математики, развития речи, окружающего мира на занятиях. При всей своей грандиозности это только малая часть профессиональной деятельности воспитателя. А ведь воспитателю надо еще научить ребенка умываться, самостоятельно одеваться, играть и договариваться со сверстниками.
Есть замечательное стихотворение, в котором с юмором перечисляются основные виды профессиональной деятельности воспитателя, среди которых слёзковытиратель, одеватель, обуватель, умыватель, косичкозаплетатель, одеялопоправлятель, творитель, детских тайн всегда хранитель… И, самое главное, мамозаменитель! Действительно, воспитатель должен уметь делать все, что умеют делать мамы! И, прежде всего, любить ребенка!
Как сегодня готовят воспитателей? На что делает акцент ОмГПУ при подготовке специалистов?
Понимая сложность профессиональной деятельности воспитателя, обучение будущих педагогов строится на принципе искусного сочетания теоретического обучения студентов с практической подготовкой. Мы понимаем, что без знания возрастных особенностей детей, теории математического, естественнонаучного, художественного развития ребенка трудно простроить студенту свою практическую деятельность. Однако и теория, не подкрепленная одновременно практическими пробами студентов, так и останется неприменимой в дальнейшем. Поэтому на каждой изучаемой дисциплине ищется, и в большинстве случаев удачно находится, тот баланс между теорией и практикой, позволяющий формировать профессиональные компетенции у студентов.
А как строится практика будущих педагогов-дошкольников?
Практическая подготовка студентов – это не только организация традиционных практик в детских садах и школах. Серьезная практическая подготовка организуется и в ОмГПУ, в Технопарке. Так, например, знакомство с играми и пособиями помогает студентам изучить приемы формирования у дошкольников политехнических умений через моделирование и конструирование. В нашем методическом арсенале есть игровые пособия М. Монтессори, Ф. Фребеля, Никитиных, В. Воскобовича, а также современное интерактивное оборудование, например интерактивный стол для психолога. Все это делает сам процесс обучения студентов увлекательным, интересным и результативным.
По Вашим наблюдениям, какие сегодня студенты на факультете?
У нас замечательные студенты! Творческие, активные, яркие, интересные. Студенты старших курсов уже сегодня проявляют все те качества, которые свойственны настоящему воспитателю. Большинство ребят совершенно искренне в будущем планируют работать с детьми.
Мария Владимировна, что пожелаете коллегам и студентам в такой замечательный праздник?
Коллегам я желаю здоровья, мира и благополучия, а в профессиональной деятельности – творчества! Пусть будет много ярких, красивых, приносящих прекрасные результаты идей! Студентам я желаю быть терпеливыми и настойчивыми в открытии для себя секретов прекрасной профессии педагога дошкольного образования.