Пресс-служба Омского педагогического запустила проект «Молодые учёные». В интервью наши студенты и выпускники делятся своими научными интересами, исследовательскими открытиями и жизнью вне кабинетов и лабораторий.
В этом году Астхик Терджанян окончила факультет математики, информатики, физики и технологии. За годы обучения девушка увлеклась методикой обучения математике в школе и написала несколько научных работ по этой теме. Теперь она планирует поступать в магистратуру родного факультета и преподавать математические дисциплины в школе или колледже.
Какова сфера Ваших научных интересов? Что Вы исследуете?
Сегодня нечасто встретишь учащихся, которые уверенно могут сказать, что любят геометрию как учебный предмет. Большинство школьников говорят, что геометрия очень сложная, не понимают смысл задач, которые им приходится решать. Если учитель дает задание выучить определение нового геометрического понятия, то учащиеся делают это с большим нежеланием. Кроме того, они нередко произносят эти определения с ошибками, заменяют или пропускают слова, учат их по-своему. Трудности, с которыми сталкиваются нынешние школьники при изучении геометрии, могут возникнуть вследствие неправильно сформированных понятий. Поэтому я заинтересована в разработке такой методики, которая будет способствовать эффективному формированию геометрических понятий у учеников 7-9 классов.
Каковы практическое применение и перспективы Вашей работы?
Результаты моей работы – комплекс задач и методические рекомендации – могут быть использованы учителями математики на практике. Также они могут стать основой для проведения дальнейших исследований: организация формирования геометрических понятий может быть адаптирована к школьникам любого возраста.
Планируете ли связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с наукой?
Двигаться дальше в науке я планирую точно! На ум приходят слова, сказанные Ириной Петровной Геращенко на студенческой научно-практической конференции «Человек и природа», которая ежегодно проходит в нашем университете: «Самая лучшая профессия, которую придумали, – это наука». И я очень хочу овладеть этой профессией!
С кем из учёных Вы хотели бы встретиться?
Когда я училась в школе, для меня был очень интересным учебник по геометрии под авторством Левона Сергеевича Атанасяна. Особенно запомнилось обращение к семиклассникам, в котором были такие строки: «Не всегда удаётся сразу найти решение. В таком случае не унывайте, а проявите терпение и настойчивость. Радость от решения трудной задачи будет вам наградой за упорство». Эти слова стали для меня очень значимыми и помогли мне решить много непростых геометрических задач не только в школе, но и в вузе. И я очень хотела бы встретиться с Левоном Сергеевичем, поговорить с ним о его преподавательском пути. К сожалению, сделать это невозможно, поскольку его нет в живых. Но его сын, Сергей Левонович Атанасян, заведует кафедрой геометрии МПГУ, продолжая дело своего отца. Быть может, когда-нибудь мне посчастливится встретиться с ним!
Какой совет Вы можете дать будущим педагогам и молодым учёным?
Деятельность будущих педагогов и молодых учёных неразрывно связана с созданием научных и творческих работ, в которых необходимо формулировать собственные идеи грамотно, соблюдая нормы языка. И делать это следует так, чтобы вас верно понимали другие люди. Поэтому я советую читать книги, притом не только научную, но и художественную литературу. Чтение позволяет увидеть разные приёмы конструирования предложений, выражения мыслей автора и уже при написании своих работ помогает избежать ошибок.
Как Омский педагогический помог Вам в научном становлении?
В Омском педагогическом мною проделаны первые осознанные шаги в науку. В ОмГПУ я научилась писать научно-исследовательские работы, а затем по теме исследования создавать статьи, представлять их на научно-практических конференциях. И, что самое главное, мне удалось внести в свои работы «изюминку», то есть они обязательно соответствуют критерию научной новизны. Во всём этом большую роль сыграли мои научные руководители. Особенно хочу поблагодарить преподавателей кафедры математики и методики обучения математике Марину Викторовну Дербуш и Снежану Николаевну Скарбич. Они помогли мне не просто писать курсовую или выпускную квалификационную работу, а заниматься действительно интересным исследованием. Знать, что рядом есть руководитель, который готов делиться знаниями, направлять работу студента так, чтобы он сумел разработать что-то оригинальное, — надёжная опора. Это был очень ценный опыт!
О чём Вы мечтаете?
Я всегда мечтала иметь в своем доме большую библиотеку с интересными книгами. Люблю читать художественную литературу и в студенческие годы начала собирать книги в личную библиотеку. При этом я считаю, что они обязательно должны быть бумажными, а не электронными. «Настоящие» книги позволяют лучше проникнуться атмосферой произведения. Слушать шелест страниц и запах листов – особенное чувство, которое я испытываю при прочтении каждой новой книги.
Поделитесь своими недавними книжными находками.
Недавно я закончила читать книгу «Маленькие мужчины становятся взрослыми» – заключительный роман тетралогии Луизы Мэй Олкотт, который повествует о повзрослевших «маленьких мужчинах» Джо, пытающихся найти свое место во взрослой жизни.
Какое у Вас любимое место в Омске и Омской области?
Любимым местом могу назвать Омскую филармонию. Именно там я впервые услышала саундтреки из серии фильмов о Гарри Поттере в исполнении симфонического оркестра. Атмосфера в зале была невероятной!