В Омском педагогическом проходит программа подготовки кураторов учебных групп, она направлена на повышение качества поддержки обучающихся и эффективности образовательного и воспитательного процессов. Организатор обучения, старший преподаватель кафедры практической психологии Ольга Сергеевна Втюрина отмечает, что курсы отвечают изменениям, вступающим в силу с 1 сентября: в каждой студенческой группе появится куратор, который будет заниматься вопросами воспитательной работы и помогать с решением проблем, возникающих при обучении.
«В Стратегии развития университета предусмотрено увеличение количества кураторов и расширение их задач. Они становятся наставниками для всех учебных групп с 1 по 5 курс, их помощь может варьироваться от консультаций по получению государственной поддержки до профессиональной ориентации, трудоустройства и интеграции в профессию. Это позволит проводить тонкую точечную работу, такую важную задачу по сопровождению студентов ставит перед нами Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Так мы изучим траекторию развития студентов и сможем оценить их современные потребности на разных этапах обучения», — отметил проректор по воспитательной работе Владимир Владимирович Белоусов.
В рамках обучения были рассмотрены темы:
— роль высшей школы в реализации государственной молодежной политики;
— социальная поддержка и стипендиальное обеспечение студентов;
— технологии и практики организации воспитательной работы в студенческой среде;
— формы и методы проведения «Разговоров о важном» в вузе;
— конфликты в студенческой группе: теория и практика разрешения;
— медиатехнологии в деятельности куратора.
«Курсы повышения квалификации для кураторов академических групп проводятся уже второй год, мы планируем ежегодно организовывать такое обучение, потому что образование и воспитательная работа динамичны и требуют изменений в зависимости от новых задач и вызовов. Мы знакомим сотрудников с современными трендами молодежной политики, с формами организации воспитательных мероприятий, которые можно проводить на факультетах. Отдельно рассмотрели ключевые задачи, которые ставит государство в сфере молодежной политики. Они связаны с молодыми семьями, учебными и внеучебными возможностями, ориентацией на профессию. Сейчас проходит заочная работа: управленческие команды в составе замдеканов по воспитательной работе и кураторов академических групп готовят календарные планы воспитательных мероприятий. Эти планы станут итоговым продуктом обучения, который будет реализован на практике», — рассказал Владимир Владимирович Белоусов.
Кураторы играют ключевую роль в диалоге между студентами, преподавателями и администрацией университета, поэтому повышению их квалификации уделяется особое внимание. В июне в Центре знаний «Машук» вопросы наставничества в сфере образования обсудили на семинаре-практикуме «Академия кураторства». Событие собрало 70 представителей российских вузов из разных регионов. От Омского педагогического в масштабном событии участвовали старший преподаватель и заместитель декана по воспитательной работе филологического факультета Марина Алексеевна Шутяк и студентка четвертого курса филологического факультета, победитель конкурса «Куратор года 2024» Эвелина Попелова.
«Центр знаний „Машук“ стал уникальной площадкой, где встретились вузы с самыми разнообразными подходами к адаптации первокурсников, но, несмотря на это, мы вместе искали ответы на актуальные вопросы нашего времени: чем куратор высшей школы отличается от наставника, какие инструменты наставничества можно использовать для адаптации первокурсников разных специальностей и как выстроить преемственность в учебном процессе», — поделилась Марина Алексеевна Шутяк и добавила: — «Сегодня, когда студенты старших курсов тоже получают такого помощника, представляется интересным посмотреть на себя со стороны, понять, чем я могу помочь уже взрослым людям. Студенты 3-5 курсов уже умеют учиться, знают, что такое сессия, какие виды помощи они могут получить, поэтому, как мне кажется, важнее дать им знания о профессии, научной деятельности, научиться быть для ребят наставником, транслятором ценностей, которые помогут им комфортно подойти к следующему этапу своей жизни».
Марина Алексеевна в прошлом году также участвовала в учебной программе ОмГПУ. Преподаватель отмечает: «В любой деятельности важно посещать курсы, связанные с работой, узнавать что-то новое, освежать в памяти забытое, вдохновляться, знакомиться с единомышленниками и, что, наверное, самое интересное для меня, по-новому смотреть на коллег. Мне нравится, что в этом году мы уделяем время планированию нашей будущей деятельности. Во-первых, это упростит работу в следующем семестре; во-вторых, мы сможем сбалансировать занятость наших студентов, что также важно для их комфортной адаптации».
Такие меры по расширению роли кураторов в вузах отвечают приоритету развития сопровождения и повышения качества обучения будущих педагогов. Эту тему обсудили в апреле на Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ. Министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов отметил, что сегодня особое внимание уделяется долгосрочному планированию, поскольку уже сегодняшние абитуриенты педвузов через 5–6 лет станут учителями. Для повышения качества подготовки введён демонстрационный экзамен для выпускников педвузов и усилена практическая составляющая обучения. Важное значение обретает работа наставников для реализации поставленных задач.
Обучение кураторов в Омском педагогическом продлится до конца июня, а в сентябре кураторы приступят к работе с группами. В планах — регулярное обновление программы с учетом обратной связи от участников.