Накануне в Международном пресс-центре МКР-Медиа прошла пресс-конференция, посвящённая Году русского языка как языка межнационального общения в СНГ. Преподаватели ОмГПУ рассказали о начале нового проекта по изучению преподавания русского языка в дошкольных и образовательных учреждениях Казахстана.
В 2023 году научный коллектив ОмГПУ выполняет государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации. Планируется, что в течение года команда проекта будет исследовать развитие русского языка в Казахстане и по итогу предложит оптимальные программы для преподавания русского языка, методические рекомендации и программы подготовки педагогических кадров, которые в дальнейшем смогут преподавать как русский язык, так и общеобразовательные предметы на русском языке в дошкольных и образовательных учреждениях Казахстана.
«Российско-казахстанское приграничное сотрудничество образовательных организаций остается приоритетным направлением международного сотрудничества ОмГПУ. Мы продолжим развивать двухстороннее взаимодействие в сфере образования: обучать учителей русского языка, готовить магистров по интересующим направлениям и заниматься переподготовкой специалистов», – подчеркнул ректор ОмГПУ Иван Кротт.
По мнению завкафедрой русского языка и лингводидактики ОмГПУ Натальи Федяевой, языковая картина в соседнем государстве даёт филологам большое поле для исследований.
«То, как сложилась судьба русского языка в Казахстане, заслуживает отдельного разговора. Обычно языковая политика Казахстана в научных источниках характеризуется как уникальная. Почему так? Тот образ языкового будущего, который создаётся там, базируется на трёх языках: казахском как языке титульного этноса, русском как основном языке межнационального общения на территории Казахстана и английском как языке, при помощи которого государство строит связи с экономическими, культурными и политическими партнёрами. И отмечу, что дело не в том, что эти три языка распространены на территории Казахстана. Они сочетаются в жизни одного человека», – рассказала Наталья Федяева.
По мнению эксперта, языковая политика Казахстана ориентирована на то, чтобы гражданин был полилингвальной языковой личностью, то есть умел переключаться с каждого из этих языков на другой в зависимости от ситуации. «Конечно, случается это не сразу. Вопрос в том, как добиться этого результата, этого триязычия. И тут основной груз ответственности ложится на систему образования, которая должна учесть возможности родного языка – эти тончайшие особенности, которые позволяют спланировать образовательную программу таким образом, чтобы освоение языков было не для галочки, а именно для жизни», – добавила Наталья Федяева.
Завкафедрой русского языка как иностранного и предвузовской подготовки ОмГПУ Евгений Виданов отметил традиционное сотрудничество Омского государственного педагогического университета с Казахстаном. В ОмГПУ учатся студенты и магистранты, которые являются гражданами соседней республики.
«Здесь мы видим, с одной стороны, отражение государственной политики. Благодаря заключенным межгосударственным договорам граждане Казахстана могут обучаться за счёт средств федерального бюджета в России. С другой стороны, мы понимаем, что Омск занимает выгодное геополитическое место, близость территориальная и культурная, мы соседствуем народами, понимаем друг друга, похоже смотрим на мир. И в последние десять лет у нас в университете востребованы программы подготовки магистров. Много коллег из Казахстана приезжают в Омский педагогический, чтобы познакомиться с педагогическими идеями и новыми тенденциями», – рассказал Евгений Виданов.
Добавим, что ОмГПУ входит в состав ассоциации педагогических вузов Казахстана и России по развитию трансграничного образования. Участники ассоциации объединяют свои усилия для достижения общих целей и задач в развитии международного сотрудничества в области исследования педагогического образования.