Каждый родитель желает успешной жизни своему ребенку. Успех часто связывают с карьерой, поэтому нередко возникают споры о раннем профессиональном определении детей. Одни считают, что с профессиями нужно знакомить едва ли не с пеленок, другие высказывают мнение о необходимости профориентации только в осознанном возрасте. Говорят, что в споре рождается истина, поэтому на факультете естественнонаучного образования в рамках работы проектной группы Технопарка ОмГПУ «ТОРИО: химико-технологическое направление» провели дебаты на эту непростую тему.
В дебатах «Профориентация в детском саду: за или против?» участвовали две команды: студенческий совет факультета естественнонаучного образования выступил с позицией «за», а студенческое научное общество факультета — с позицией «против».
Аргументы за раннюю профориентацию были разными:
- Профориентация в детском саду позволяет детям экспериментировать с разными видами деятельности — от рисования до конструирования. Такие занятия помогают выявить их склонности и интересы. Например, если ребенок проявляет интерес к рисованию или лепке, это может стать основой для дальнейшего изучения искусства или дизайна.
- Когда дети осознают свои интересы в раннем возрасте, они менее подвержены стрессу при выборе профессии в будущем. Профориентация помогает сформировать у них понимание того, что выбор профессии — это не разовая задача, а процесс самопознания.
- Профориентация способствует тому, что дети становятся более осознанными в выборе образовательного пути. Они начинают понимать, какие навыки им нужны для достижения своих целей. В результате они более целенаправленно подходят к выбору школ и кружков, что в дальнейшем положительно сказывается на их успеваемости и удовлетворенности от учебы.
Аргументов против оказалось больше:
- Активные формы профориентационных мероприятий в организациях дошкольного образования не включают в себя профессиональные пробы. Сталкиваясь с профессией напрямую, ребенок может кардинально изменить свое мнение о выбранном им пути, что ведет к обесцениванию проведенных мероприятий.
- Дети в возрасте 3-6 лет склонны к быстрым изменениям интересов. В таком случае раннее определение профессии может ограничить их возможности и привести к разочарованию в будущем.
- Тема будущего может создать излишнее давление на ребенка и вызвать тревожность, чего в дошкольном возрасте следует избегать.
- Некорректная интерпретация результатов может привести к ошибочным выводам и ненужному вмешательству в развитие ребенка.
- Чрезмерное количество информации о профессиях и интенсивные занятия могут перегрузить психику ребенка, вызывая стресс, раздражительность и ухудшение сна.
Для обеих точек зрения была приведена крепкая аргументация, которая помогает понять, какие форматы ранней профориентации точно не будут эффективны и не могут быть применены в дошкольных учреждениях. Конечно, вопрос все еще остается дискуссионным, требует исследований и новых обсуждений, но студенты поставили проблемные вопросы, а это первый шаг для любого ученого, популяризатора профессии и будущего педагога.