19 октября в школе № 53 прошла педагогическая гостиная «Реализация принципа народности в формировании российской гражданской идентичности». Мероприятие было посвящено 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. В числе участников, спикеров и организаторов – студенты Центра магистерской подготовки, аспиранты и преподаватели кафедры педагогики ОмГПУ, учителя-предметники, классные руководители, советники директора по воспитанию и работе с детскими объединениями, администраторы базовых школ Омского научного центра РАО и ОмГПУ и сотрудники департамента образования Администрации города Омска.
Директор школы № 53 Ирина Косинова открыла работу педагогической гостиной и пригласила гостей на экскурсию в школьный музей. «Применение музейной педагогики в формировании традиционных этнокультурных ценностей школьников являлось одним из стратегических направлений дискуссии. Наша школа – одна из трех омских школ, которая по своему архитектурному замыслу соответствует стандартам Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, а музей школы – яркий пример ответственного и творческого подхода администрации и педагогического коллектива школы к созданию событийной воспитательной среды образовательной организации», – отметила Ирина Косинова. Экскурсию в школьном музее провели руководитель музея Лина Дергач и замдиректора Александр Сметанников.
Во вступительной части педагогической гостиной профессор кафедры педагогики Наталья Чуркина представила историко-педагогическое обоснование значения творчества К.Д. Ушинского для отечественной и мировой педагогики, в частности, сосредоточила внимание аудитории на понимании К.Д. Ушинским реализации принципа народности в воспитании.
«В программной статье “О народности в общественном воспитании” Константин Дмитриевич так представил этот принцип: “Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на Земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника”. Думается, что здесь ключевое слово – “черпать”. Черпать по мере постижения уникальности русского этноса, порожденной условиями его жизни и историческим путем, который он проделал», – отметил организатор гостиной, руководитель лаборатории ОмНЦ РАО «Воспитание детей и молодежи в условиях цифрового общества» Степан Чухин.
Дискуссия педагогической гостиной формировалась в рамках обсуждения тезисов из работ Ушинского:
1. Воспитание должно быть самобытным, строиться на народно-национальной основе.
2. Формировать у детей такие качества, которые присущи определенному народу.
3. Надо не только любить свою Родину, но и хорошо знать ее.
4. Лучшим выражением народности является родной язык.
5. Общественное воспитание есть для народа его семейное воспитание.
Участники педагогической гостиной поделились своими позициями относительно понимания и реализации этнокультурных практик воспитательной работы в современных социокультурных условиях.
Член-корреспондент Российской академии образования, профессор, директор ОмНЦ РАО Надежда Чекалева отметила стратегическое значение военно-патриотического направления в воспитательной работе со школьниками. Начальник отдела дополнительного образования, воспитательной работы и организации оздоровления департамента образования Администрации города Омска Самал Хаиржанова представила опыт реализации событийных технологий формирования гражданской идентичности в условиях дополнительного образования, а главный специалист данного отдела департамента образования Анна Кузнецова предложила участникам подключиться к реализации новых проектов этнокультурных практик воспитательной работы учреждений образования г. Омска.
Директор школы № 82 Наталья Артамонова и учитель истории и обществознания данной школы Алексей Тюрин поделились размышлениями об особенностях восприятия школьниками мероприятий, направленных на формирование традиционных этнокультурных ценностей. Учитель истории и обществознания школы № 53 Иоганн Меркель и социальный педагог данной школы Наталья Лапшина познакомили коллег с опытом предметной подготовки и организации внеурочной деятельности в формировании гражданской идентичности обучающихся. Активное участие в обсуждении проблем педагогической гостиной приняли студенты магистерской программы «Управление воспитательной работой и молодежной политикой» Дмитрий Семиш и Ксения Пилипенко.
Итог обсуждения был сформулирован директором лицея № 92 Натальей Домоскановой: «Проблемное поле, определенное участниками дискуссии, позволяет отметить необходимость поиска воспитательного потенциала социокультурных пространств для реализации этнокультурных практик воспитательной работы, углубления знаний и компетенций обучающихся в области краеведения и музееведения для формирования причастности личности к истории России, судьбе российского этноса, коллективной этнической памяти. Необходимо включение фольклорного материала как стержневого компонента образовательного процесса в контексты предметной подготовки обучающихся, совершенствование методики исследовательской работы в области краеведения и музееведения, обмен опытом работы по организации и проведению коммеморативных практик (практик гражданской памяти) в формировании российской гражданской идентичности обучающихся. Сегодня нужно повышать роль музеев образовательных организаций в рамках реализации образовательной деятельности, в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся».
В заключение участники педагогической гостиной обсудили сценарии ноябрьской краеведческой музейной сессии лаборатории ОмНЦ РАО «Воспитание детей и молодежи в условиях цифрового общества», проведение которой планируется в специализированном лицее с этнокультурным национальным компонентом.