В Год педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ ведет медиапроект «Педагогический код» о студентах и выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскрываем «педагогический код» и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником.
Накануне Дня среднего профессионального образования мы поговорили с выпускницей ОмГПУ, преподавателем русского языка и литературы Университетского колледжа ОмГПУ Анной Кабиевой. В 2008 году она окончила филологический факультет нашего университета и с 2010 работает в Университетском колледже ОмГПУ. В интервью Анна рассказала, почему выбрала педагогическую профессию, поделилась своими педагогическими приемами и раскрыла секрет, почему педагогу нужно уметь настроиться на «волну» другого человека.
Расскажите, пожалуйста, о своём детстве. Каким оно было, о чём мечталось, кем хотелось стать?
Детство было счастливым и беззаботным, я всегда ощущала любовь и защиту со стороны родителей. В это время мечтательность была чертой моего характера. Будучи ребенком, я много читала и рисовала, хотела стать художником. Позже увлечение книгами стало для меня важнее, так возникло желание поступить на филологический факультет.
Кто из педагогов был для Вас примером и наставником?
С теплом вспоминаю многих школьных учителей. Наибольшее влияние на меня оказал учитель русского языка и литературы. В то время образ молодого филолога вдохновлял, вызывал желание быть похожей. Наверное, все мы на кого-то ориентируемся, так, порой незаметно для нас самих, происходит выбор профессионального пути.
Почему Вы приняли решение поступить именно в Омский педагогический?
Решение пришло само собой, так как в старших классах я стала проявлять глубокий интерес к русскому языку и литературе. Постепенно пришло понимание, что это та профессия, которая даст возможность не только учить, но и учиться на протяжении всей жизни.
Поделитесь наиболее запомнившимися моментами из студенчества.
Студенческие годы стали для меня незабываемыми. С огромной благодарностью вспоминаю всех наших преподавателей, которые были очень строгими и требовательными. Благодаря им студенты, дошедшие до выпускного курса, получили серьезную жизненную закалку. Невозможно забыть, как Вадим Михайлович Физиков в стихах поздравлял нас с Восьмым марта. Никогда позже этот праздник не был для меня таким особенным. Ярких моментов было много. Очень запомнились поездки на олимпиады в другие города. Это дарило не только радость общения с новыми людьми, получение опыта, но и знакомство с другими регионами, культурой, природой. Так я впервые посетила музей М.Ю. Лермонтова в Тамани, увидела море.
На какие занятия нравилось ходить больше всего?
Посещать занятия было не только интересно, но и необходимо. Пропуски вовсе не приветствовались, попросту было стыдно пропустить ту или иную пару. Это воспринималось как неуважительный поступок по отношению к преподавателю. Особенно запомнились лекции по русской литературе XIX века В.М. Физикова, на занятиях которого всегда царила теплая, доверительная атмосфера, при этом авторитет преподавателя был незыблем. С интересом и некоторым волнением шли мы на семинары по современному русскому языку к Мыльниковой Светлане Евгеньевне, Глотовой Елене Анатольевне, Елфимовой Тамаре Валентиновне. Не приготовиться к этим занятиям было просто немыслимо!
Расскажите, пожалуйста, немного о своём первом профессиональном опыте. Как это было?
Свое первое занятие помню отчетливо: старалась унять дрожь в руках, ногах и голосе, но желание убежать, отказаться от работы у меня точно не возникло. Напротив, захотелось преодолеть свой страх. Мне очень повезло: на первых порах моей педагогической деятельности большую помощь и поддержку я получила от Мининой Нины Владимировны, которая была опытном преподавателем русского языка и литературы и просто замечательным человеком, равняться на которого продолжаю до сих пор.
Появились ли у Вас за столько лет работы свои педагогические фишки?
Анализировать свою работу, наверное, труднее всего. Я всегда стараюсь привнести элемент беседы в любое занятие. Интересно поделиться своими знаниями и понять, что знают студенты, что им интересно. Стараюсь объяснить непростые темы, поднятые в художественных произведениях, через жизненный опыт современного человека, приблизить литературу к реальной жизни. И, конечно, творчество. Оно проходит через всю нашу деятельность, но особенно интересно вовлекать студентов в концерты, олимпиады, конкурсы. В такие моменты ребята раскрываются гораздо глубже, чем на занятиях, а у преподавателя появляется возможность понять, чем они живут и интересуются.
Как изменила Вас работа в сфере образования? Чему научила, что привнесла в Ваши будни?
В работе с детьми, как мне кажется, важно всегда сохранять молодость в душе, не отрываться от их интересов и проблем. Эта работа обязует контролировать свои эмоции, уметь настроиться на «волну» другого человека. Главное, на мой взгляд, искренний интерес, доброжелательный настрой. Ребята это чувствуют и отвечают тем же.
Как педагогическое образование помогает в повседневности? Ради чего стоит поступать в педагогический вуз?
Педагогическое образование дает стабильность и надежность. Важно понимание того, что ты занимаешься нужным делом, не без твоего влияния формируется характер другого человека. Когда наши студенты поступают в вуз, добиваются успеха в работе, мы чувствуем, что в этом есть частичка и нашего труда. Ради этого и следует поступать в педагогический вуз.
Что Вы могли бы посоветовать нашим читателям, которые ещё ищут свою профессиональную стезю?
Выбирать профессию педагога нужно только по велению сердца. Ни в коем случае не стоит руководствоваться принципом «Лишь бы куда-то поступить». Также надо понимать, что такая работа стирает границы между рабочим временем и личным, так как подготовке, проверке, самообразованию необходимо уделять много внимания. Но взамен вы получаете массу положительных эмоций, возможность не отставать от молодежи, ощущать себя в самом центре этой интересной и многогранной жизни.