17 ноября Омский педагогический отметил Всемирный день философии проведением Ореховских чтений «Реальность. Человек. Культура: Человек в современном мире». Этот праздник был учрежден ЮНЕСКО в 2005 году и стал признанием важности философской культуры для сохранения и развития современной цивилизации, что возвращает к пониманию важности философии как основы образования в высшей школе.
Первая всероссийская конференция «Реальность. Человек. Культура» была организована кафедрой философии в 2002 году с целью формирования философской культурной среды, интеграции интеллектуальных усилий как философов, так и узких специалистов нашей страны, а также и других стран мирового сообщества. Конференция «Реальность. Человек. Культура» носит статус научного колледжа и способствует становлению молодых ученых. У ее основания стояли проректор по научной работе Федяев Дмитрий Михайлович, декан философского факультета Денисов Сергей Федорович, профессор Орехов Сергей Иванович. За годы существования конференции обсуждались проблемы философского мировоззрения, бытия и познания, конфликтного поля современной культуры, развития различных направлений философского дискурса в современном мире, предметом которых были наука, религия, искусство, человек.
В этом году были выбраны два тематических направления: «Философия образования – система жизненных координат» и «Философско-антропологические основания культурного конфликта». На конференции в докладах прозвучали имена русских философов В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, Д.В. Болдырева, С.И. Гессена в аспекте философии образования и разрешения культурного конфликта. В русской философской культуре образование осмыслялось через категории свободы, должного и необходимого, в контексте антропосоциокультурогенеза.
Универсальность философских категорий и принципов особенно востребована в период парадигмальных сдвигов в основании картины мира и научной деятельности, когда философия помогает возводить мосты между теорией и практикой. На конференции обсуждались методологические основы для выстраивания внутренних и внешних связей между философией, педагогической теорией и педагогической практикой, а также пути разрешения возникающих в этом взаимодействии культурных конфликтов.
В целом обе философские секции были активно заинтересованы в разработке новой концепции образования, в которой бы учитывалась прежде всего специфика русской истории, философии, культуры и цивилизации.
На конференции прозвучали доклады преподавателей философии, аспирантов и студентов из разных вузов Омска, Москвы, Ставрополя, Казахстана. Статус участника конференции определялся в диапазоне от студента до доктора наук, что является традицией конференции, на которой каждый виден и услышан. Конференция является местом апробации магистерских, кандидатских и докторских исследований. Все участники Ореховских чтений «Реальность. Человек. Культура» имеют возможность получить импульс для дальнейшего роста и творчества.