Указом президента России 2023 год объявлен Год педагога и наставника. Накануне в Международном пресс-центре «МКР-Медиа» прошла пресс-конференция, посвященная Году педагога и наставника. В студии ректор ОмГПУ Иван Кротт, директор Москаленской школы Марьяновского района Нелли Горбунова и учитель истории и обществознания школы №82, студентка ОмГПУ Ирина Силантьева поговорили на важные темы для современного педагогического образования.
Среди основных тем – мероприятия к Году педагога и наставника в нашем регионе, изменившаяся роль педагога и роль наставника в современном обществе, увеличение объëма курса по российской истории, рост популярности педагогической профессии, трудоустройство и поддержка молодых педагогов, важность конкурсов профессионального мастерства.
Иван Кротт отметил, что в Год педагога и наставника в России и в Омской области пройдут различные мероприятия, направленные на повышение престижа профессии учителя и привлечение в педагогику молодых кадров. «В нашей стране более 80 млн человек постоянно соприкасаются с темой образования. Поэтому Год педагога и наставника можно считать действительно всенародным. В планах — провести мастер-классы, фестивали, слеты педагогических династий и психолого- педагогических классов, научные конференции, конкурсы для студентов и выпускников ОмГПУ. Убежден, что Год педагога и наставника должен стать годом заботы об учителях», – добавил Иван Кротт.
Также ректор ОмГПУ рассказал о системе наставничества «студент – студент» в университете. Такой механизм помогает студентам-первокурсникам быстрее и комфортнее адаптироваться к университетской жизни и получить необходимые мягкие навыки для будущей профессии.
«В условиях быстрой цифровой трансформации перед учителем появляются новые вызовы. Учитель сегодня стал полифункционален. Для получения информации у ученика каналов очень много, и учитель – один из них. И в этом смысле философия немного меняется. Мы объясняем своим студентам, которые придут в школу работать, что ваша роль будет совершенно другой. Она не будет как 20–30 лет назад. Реалии и условия уже другие. Мы готовим выпускников к выполнению полифункциональной роли в современном образовательном процессе: тьютора, наставника, методиста», — пояснил Иван Кротт.
Ректор отметил, что в последние годы многое делается для повышения престижа педагогических профессии. Один из таких проектов — классы психолого- педагогической направленности. В ОмГПУ этот проект ведется уже на протяжении 20 лет. К 2024 году в регионе будет создано более 80 таких классов. Преподаватели университета сотрудничают со школами, в которых развиваются психолого- педагогические классы, в Ямало-Ненецком автономном округе, Пензенской и Тюменской областях.
«Когда начали вводить практику по созданию психолого-педагогических классов на федеральном уровне, мы обрадовались и легко вошли в этот проект. У нас и методики все есть, и огромный багаж знаний. Важно, что обучение в таких классах не сводится к педагогике и психологии. Для ребят проводятся разные занятия на развитие мягких навыков, коммуникативных компетенций и проектного мышления. Школьники участвуют в слетах педклассов, мастер-классах и профессиональных пробах», – пояснил Иван Кротт.
Еще одно важное направление в повышении престижа профессии учителя – конкурсы профессионального мастерства. Об этом на пресс-конференции рассказала Ирина Силантьева, которая стала победителем в конкурсе молодых педагогов «Дебют». Она с третьего курса начала работать учителем истории и обществознания. Ирина отметила, что совмещение учебы и работы стало возможным благодаря поддержке в ОмГПУ и выстраиванию индивидуального учебного плана.
«Трудоустройство студентов в школы отчасти решает кадровый вопрос в регионе. Сейчас в школах Омска и Омской области работают больше 300 студентов, которые учатся на старших курсах. Убежден, что кадровый вопрос также может быть решен благодаря целевому обучению в педагогическом университете. Здесь важна заинтересованность школы, района и региона. В ОмГПУ достаточное количество бюджетных мест для целевого набора. Сейчас мы реализуем профориентационный проект «Дни ОмГПУ в муниципальных районах Омской области». В рамках этого проекта мы встречаемся с администрацией, директорами школ и педагогами и объясняем значимость целевого обучения», – подчеркнул Иван Кротт.
Также на пресс-конференции говорили о мотивации молодых педагогов. Для этого в регионе установлены стимулирующие доплаты, работает система наставничества и проводятся конкурсы профессионального мастерства для выявления и поддержки талантливых педагогов.
«Отмечу, что сейчас в нашем университете 75% выпускников трудоустраиваются по профессии – в сфере образования. Некоторые уезжают в другие регионы по двум причинам: возвращаются в родные города, откуда приезжали учиться в ОмГПУ, или уезжают в более комфортные и привлекательные для жизни регионы, в основном на север и в столицу. Большая часть ребят остается работать в нашем регионе. Мы видим, что к нам приходят поступать более мотивированные абитуриенты – выпускники психолого-педагогических классов, участники проекта «Будущий учитель – учитель будущего» и те, кто решил связать свою жизнь с педагогической сферой. Сейчас педагогика занимает третье место по востребованности у абитуриентов», – рассказал ректор ОмГПУ Иван Кротт.
Директор Москаленской средней общеобразовательной школы Марьяновского района Нелли Горбунова рассказала, как они заботятся о молодых педагогах. Первые два месяца опытные педагоги не посещают уроки молодых коллег. Дается время на то, чтобы учитель познакомился с детьми, нашел взаимопонимание.
Обязательно за молодыми специалистами закрепляют наставника, который в первое время приглашает начинающего педагога на свои уроки. «Молодые педагоги на одной волне со школьниками, им легче найти общий язык. Наша же задача - создать комфортные условия молодежи, чтобы им хотелось работать: организовать рабочее пространство, подготовить условия для того, чтобы увлечь ребят дополнительным образованием», — отметила Нелли Горбунова.
В заключение пресс-конференции Иван Кротт отметил, что, несмотря на развитие информационных технологий, роль педагога и наставника в обществе остается велика. Год педагога и наставника призван показать значение педагогических профессий в России.