Накануне в Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая развитию инженерного образования в педагогических вузах. Заместитель министра просвещения России Татьяна Васильева подчеркнула, что абитуриенты стали чаще выбирать технические направления в педагогическом образовании.
«Математика, информатика и физика пользуются спросом у будущих учителей. В прошлогодний приём самый большой конкурс был на направления подготовки, связанные с математикой и информатикой – 10 человек на место. Конкурс на профиль, связанный с физикой – почти 5 человек на место», – отметила Татьяна Васильева.
Омский государственный педагогический университет на протяжении нескольких лет реализует подготовку дошкольников, школьников, студентов и педагогов в инженерно-политехнической сфере. В вузе работает несколько лабораторий, которые помогают развивать соответствующие умения и навыки.
Лаборатория инженерно-политехнического образования «КОНСТРУКТОРиУМ»
В марте 2021 года в ОмГПУ открылась научно-исследовательская лаборатория инженерно-политехнического образования детей «КОНСТРУКТОРиУМ». Она решает важную задачу – помогает развивать инженерно-политехнические умения с помощью различных конструкторов.
В лаборатории занимаются разработкой теоретических основ и методических аспектов инженерно-политехнического образования детей. «КОНСТРУКТОРиУМ» организует научно-практические семинары, мастер-классы, конференции для педагогов и студентов, проводит выставки, конкурсы и олимпиады по конструированию для школьников, студентов и педагогов.
Cuboro – развивающий конструктор из дерева. Система дополнительного образования, разработанная на основе конструктора, направлена на развитие у детей пространственного и логического мышления, творческих и инженерных навыков. В лаборатории разработали программу дополнительного образования «Инженерная школа Cuboro» для педагогов региона. Помимо этого, в свет вышел одноименный учебно-методический комплекс, состоящий из методического пособия для учителя и трех рабочих тетрадей для учеников начальной школы. Выпускники «Инженерной школы» уже проводят кружковые занятия по Cuboro в школах и в центрах дополнительного образования.
«Мы не копировали программы подготовки, а создали абсолютно свою, в которой больший упор сделан именно на методическую составляющую. У нас уже был опыт проведения мастер-классов, модулей внутри программ повышения квалификации педагогических работников, но полный курс по Cuboro в объеме 72 часов мы провели впервые весной 2022 года. И первыми выпускниками программы стали студенты факультета начального, дошкольного и специального образования ОмГПУ», – отметила руководитель лаборатории «КОНСТРУКТОРиУМ» Татьяна Баракина.
Лаборатория робототехнических систем и цифровых технологий
Лаборатория робототехнических систем и цифровых технологий работает в ОмГПУ около четырех лет. Первоначально она входила в состав факультета математики, информатики, физики и технологии и носила название «Лаборатория образовательной робототехники и информационных технологий в образовании». Её сотрудники проводили занятия по робототехнике для детей от 6 лет по двум направлениям: робототехника для начинающих с конструкторами Lego WeDo и Lego EV3, а также соревновательная робототехника.
Затем лаборатория стала самостоятельным структурным подразделением вуза и с созданием Технопарка ОмГПУ была переименована в лабораторию робототехнических систем и цифровых технологий. Кроме обучения дошкольников и школьников, её сотрудники организуют курсы дополнительного образования для студентов и программы повышения квалификации для действующих педагогов. Их участники знакомятся с соответствующими образовательными платформами и методикой обучения детей основам робототехники.
Лаборатория является организатором таких крупных мероприятий, как робототехнический фестиваль «Робофест Омск», региональный этап Российской робототехнической олимпиады и т.п. Ещё в ней реализуется стажировочная программа для студентов профилей «Информатика и Робототехника», «Робототехника и технологии». Сначала ребята приходят на занятия и выступают в роли ассистентов, а дальше устраиваются в образовательные организации Омска и Омской области и ведут самостоятельную педагогическую деятельность.
«В планах – реализация социально значимых проектов на разную тему: определение физиологического состояния студента, улучшение экологического состояния города Омска, робототехника в школе и т.п. Разумеется, будем привлекать оборудование Технопарка универсальных педагогических компетенций и Кванториума», – рассказала руководитель лаборатории, директор Кванториума ОмГПУ Виктория Басгаль.
После открытия педагогического технопарка «Кванториум» в сентябре лаборатория освоит новое оборудование и продолжит обучение основам промышленной и подводной робототехники, управлению беспилотными летательными аппаратами, а также 3D-моделированию, печати и прототипированию. Также в новом структурном подразделении будут проходить экскурсии для школьников и студентов.