Науке известны более пяти тысяч видов минералов. Подавляющее большинство из них встречается весьма редко, они бывают разных форм и имеют разное происхождение. Для находящейся на равнине Омской области горные породы и вовсе являются диковинкой с точки зрения геологии. Однако в Омске есть особое место, в котором хранится коллекция из более чем четырех тысяч минералов, — это геологический кабинет Омского педагогического университета.
Хранитель этой уникальной и крупнейшей в регионе коллекции минералов — доцент кафедры географии и методики обучения географии Петр Большаник. Он рассказал нам о жемчужинах геологического кабинета и со студентами провел опыт, на котором «варили магму».
Минералогию в нашем университете изучают едва ли не с первых лет его основания. И сегодня студенты продолжают изучать формы минералов, которые встречаются в природе, на базе геологического кабинета. Всего они узнали 12 форм, которые сильно отличаются друг от друга. Например, в зависимости от условий образования и свойств минералов они могут состоять из одного (мрамор) или нескольких (гранит) минералов. Они отличаются зернистостью, количеством минеральных агрегатов — сростков кристаллов. Если сростки мелкие (менее 10 мм) на одном основании, то форма минерала — щетка, а сросток из двух кристаллов, которые являются как бы зеркальным отображением друг друга, называют двойником. Кристаллы, заполняющие крупную полость в горной породе, образуют жеоду, а оолиты представляют собой округлые образования малых размеров (обычно не более 5 мм), образованные в водных средах или рыхлых осадочных породах (илах) вокруг взвешенных частиц — центров обрастания. Формы, напоминающие веточки дерева, образованные вследствие нарастания отдельных кристаллов друг на друга при быстрой кристаллизации в тонких трещинах или вязком веществе, — дендриты.
Кроме обширной коллекции кабинет располагает оборудованием для проведения разных опытов. Например, изучив формы минералов, Петр Большаник показал студентам, как образуется кристаллическая решетка в горячей магме. Для этого графитовый порошок смешали с растительным маслом, поместили в чашку Петри и нагрели на водяной бане. Результат позволил смоделировать кристаллизацию минералов. Студенты отмечают важность работы с настоящими образцами для своего профессионального будущего.
«Навык определять минералы поможет мне на полевых практиках и в школе», — отметил первокурсник Роман Киселёв.
«Мне особенно понравились дендриты. Было ощущение, будто эти цветы и веточки кто-то волшебным образом изобразил на минерале целенаправленно, однако Петр Владимирович рассказал, что такие узоры получаются при ускоренной или стесненной кристаллизации в неравновесных условиях, когда кристалл расщепляется по определенным законам. Эти навыки можно использовать в том числе и в путешествиях, ведь мы теперь можем распознать отдельные виды минералов, пока другие люди будут проходить мимо», — поделилась студентка Маргарита Литвякова.
О формировании этой богатой и ценной для преподавания коллекции мы задали несколько вопросов Петру Владимировичу. Он рассказал об истории музея и самых интересных минералах в нем, а также анонсировал выставку с новыми поступлениями редких минералов.
Петр Владимирович, расскажите, пожалуйста, как давно формируется коллекция минералов Омского педагогического.
Коллекция начала формироваться в 1937 году, когда в институт поступили первые экземпляры из Академии наук. Их заказал для кафедры геологии и географии первый заведующий, геолог из Белоруссии Сергей Маляревич. И вот пришла первая коллекция, она стала основой для музея.
Сколько сейчас насчитывает единиц хранения эта коллекция? Как много здесь видов минералов?
Приблизительно четыре тысячи. Мы не можем пока назвать точную цифру, потому что еще не прошла инвентаризация, в запасниках у нас очень много чего лежит. Но приблизительно в каталогах около четырех тысяч. Здесь, думаю, более 100 видов минералов и большое количество горных пород. Горные породы — это несколько минералов в единой массе.
Получается, здесь не только минералы? А еще что-то есть?
Здесь есть палеонтологические находки, останки древних животных и иногда растений. Какой минерал из коллекции Вам нравится больше всего?
Жемчужиной является образец чароита. Дело в том, что он вообще встречается только на территории России. Во-вторых, он действительно очень красивый. Эти переливы от густо-фиолетового цвета к голубому и зеленоватому оттенку! Ну и образец очень большой, то есть при его уникальности этот образец огромный для нашей коллекции, даже маленький кусочек чароита — это ценно.
Можем ли мы найти какие-то минералы в Омской области?
На территории Омской области был найден минерал, который в нашей области был обнаружен, и его назвали, соответственно, ермакит. У нас могут тоже образовываться минералы. Недавно я давал интервью, на котором меня спрашивали, почему так много марганца в нашей омской воде. Я объяснял, что это природный процесс. Река Омь образуется в болотах, которые дают так много железа и марганца, что нельзя даже пить их воду.
И если эта вода бежит, то где-то в подходящих условиях происходит осаждение минералов из нее. Вот, например, типичное образование для нашей Омской области. Это не песок и глина, а известково-мергелистые конкреции у нас образуются. Их можно найти в некоторых районах Оми и Иртыша. Если их раскалывать, иногда встречаются полости, в которых можно обнаружить уже другие элементы.
А как так получилось, что именно в Омском педагогическом сформировалась самая крупная коллекция в Омской области?
У нас с 1937 года каждый преподаватель старался что-то свое принести. Тут очень много и моих предметов, просто везу из любой поездки находки. Последнее, например, в марте этого года из Узбекистана — магнетит, титан, ванадий. И студенты делают свой вклад, часто им хочется что-то принести, показать. Иногда просто приходят на экскурсию и говорят: «А вот у нас дома есть минерал, посмотрите, ценное или нет».
Кто-то дарит. Буквально сегодня в музей передали коллекцию минералов. Там есть образцы, которых не было еще в нашей коллекции. Кроме того, качество минералов на высоком уровне: поделочные или даже ювелирные. Например, очень много мохового агата. Он удивительно красивый, и вот сейчас нам подарили несколько таких образцов.
Геологический кабинет — одно из сокровищ Омского педагогического и нашего региона, ведь это единственное место в Омской области, где можно познакомиться с многообразием минералов.