+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • «На одном языке» № 2. Новое поколение преподавателей ОмГПУ

«На одном языке» № 2. Новое поколение преподавателей ОмГПУ

04.10.2024

В преддверии Дня учителя мы запустили новую рубрику о молодых преподавателях Омского педагогического. В первом выпуске вы читали интервью с ассистентом кафедры педагогики Викторией Бадич. В том же выпуске мы размышляли, совпадает ли образ «человека за кафедрой» с тем, что рисует нам воображение. Выяснилось, что современный преподаватель гораздо интереснее и эмпатичнее, чем наше представление о нем. Но значит ли это, что преподавателем может стать вообще кто угодно? С этим вопросом мы обратились к проректору по учебной работе Елене Викторовне Черненко.

«Первый шаг на пути — это продемонстрировать свою заинтересованность в том, чтобы стать преподавателем вуза. Но одного желания недостаточно. Необходимо активно и интересно проявлять себя в учебной и научной деятельности. Многие будущие успешные преподаватели вузов зарекомендовали себя еще в процессе обучения. Кафедры замечают таких студентов и помогают им расти», — пояснила Елена Викторовна и рассказала о том, что необходимо для того, чтобы попасть в профессию. Вот краткий чек-лист:

  1. Оценить свои силы и сильно захотеть преподавать. Необходимо зарекомендовать себя как ответственного студента, успешного в учебе и научной работе, желающего стать профессионалом.
  2. Получить высшее образование. Оно может быть профильным, однако, в силу специфики нашего вуза, университет для будущих учителей, в приоритете оказывается педагогическое образование.
  3. Стремиться к степени. Недостаточно стать бакалавром или магистром для преподавательской карьеры. Преподаватель вуза обязан заниматься научной деятельностью, без чего невозможно обеспечить высокое качество в высшей школе. От молодого специалиста требуется продолжение образования в аспирантуре. Это одна из стадий становления преподавателя высшей школы.
  4. Получить практический опыт, востребованный при подготовке кадров. Карьера педагога может начаться с того, что вас будут привлекать в качестве профессионала-практика. 
  5. Быть готовым к трудностям. Вхождение в карьеру — первый и сложный этап. Должность ассистента накладывает ряд ограничений, например ассистент может вести только семинарские и лабораторные занятия, но не лекции. К тому же преподавательская работа (особенно на старте) не сулит больших денег, поэтому дальше идут только те, кто в университете по большой любви к делу и профессии.
  6. Быть терпеливым. Никто не может дать гарантии, что успешный и мотивированный выпускник станет преподавателем. Часто свою роль играет случай, в том числе наличие места на кафедре. Те, кто не оставляет мечты стать преподавателем, стремятся к этому, зачастую становятся частью коллектива Омского педагогического.
  7. Соответствовать ценностям и корпоративному духу университета, факультета и кафедры, чтобы стать частью команды. Но, пожалуй, главное: быть эмпатичным, любить людей и дело, которым занимаешься!

После прочтения этого списка можно понять, что путь молодого преподавателя тернист, однако именно его выбрала для себя героиня второго выпуска рубрики «На одном языке» — ассистент и старший лаборант кафедры биологии и биологического образования Мария Синицина. Разговор о работе в университете не только в качестве преподавателя, но и ученого, учебной и внеучебной жизни ассистента кафедры, исследованиях на базе Технопарка ОмГПУ читайте в интервью ниже.

— Шесть лет назад Вы представляли себе, что будете работать в университете?

— Да, на самом деле мне всегда хотелось вести деятельность, которая была бы связана и с образованием, и с наукой. И как раз наша работа позволяет это совмещать: ездить в экспедиции в летний период, во время учебного года работать преподавателем и передавать свои знания, чему-то учиться параллельно со студентами, набираться опыта. Преподавательскую работу в то время я себе примерно так и представляла, потому что еще со школьных времен очень любила участвовать в Дне учителя и днях самоуправления, то есть с пятого класса на таких событиях я уже вела уроки для начальной школы. В итоге ожидание совпало с реальностью.

— Зачем выпускник идет в науку? Какая была мотивация?

— Это, наверное, какая-то внутренняя мотивация идти и делать то, что нравится, что близко для души. Эта работа для собственного удовольствия, когда ты приходишь, и она не рутина, а ты этим доволен и живешь этим, то есть когда работа и есть жизнь. У некоторых бывает: пришел на работу, сделал дело, ушел домой. Тогда это воспринимается как что-то сложное. Для меня работа — это то, чем я дышу, живу и наслаждаюсь. Мне все это нравится. К тому же наша работа позволяет вести разные виды деятельности: преподавательскую, научную, экспедиционную, в том числе в формате любимых всеми полевых практик. Всегда есть разнообразие и что-то новое, никогда не бывает скучно.

— Какие профессиональные перспективы Вы видите в Омском педагогическом? Что может дать университет как карьерная площадка?

— Для меня сейчас основная перспектива — аспирантура, написание и защита кандидатской диссертации. Если говорить про преподавательскую карьеру, то, как ассистент, сейчас я могу вести только лабораторные семинарские занятия, а дальше можно будет читать лекции, это будет уже другой уровень. С точки зрения науки университет дает возможность развиваться в своем направлении, изучать наш регион. Например, я здесь работаю над темой экологии и биологии редких видов астрагалов Омской области. К тому же, на мой взгляд, с появлением Технопарка и его оборудования стало значительно лучше, проще и интереснее работать. В моей работе часто необходимо использовать оборудование для рассмотрения анатомических срезов и препаратов, также мы проводим опыты, эксперименты и исследования. Все это возможно благодаря оборудованию, которое появилось несколько лет назад, мне хватает базы, чтобы делать качественно свою работу.

— Что было сделано за время работы в университете? Какие планы на будущее?

— Из того, что сделано: приятно быть одним из исследователей, которые ежегодно занимаются изучением редких краснокнижных видов, это большая честь для меня. Я езжу в экспедиции и собираю материалы, в этом году меня больше всего впечатлили виды северных районов, например лобария легочная — лишайник, произрастающий на липе, интересный своим внешним видом и редкостью, нам удалось увидеть его только на шестой день экспедиции, это действительно впечатляет. Удивляет также разнообразие орхидных в Омской области, они несильно распространены, но встречаются разные виды.

Также я успела поработать с детьми, например, когда на базе университета проходило обучение проекта «Сириус-55». В моей жизни был опыт участия в различных олимпиадах и конкурсах, в том числе по биологии, поэтому мне интересно передавать свой опыт, готовить одаренных детей к олимпиадам и экзаменам.

Среди планов, конечно, работа над диссертацией. Также планирую ездить в экспедиции и, вероятно, искать новые виды региона по теме исследования.

— Работа в Омском педагогическом — это только преподавание или что-то еще?

— У меня работа — это не только занятия, семинары, исследования. Я провожу занятия в Академическом лицее, в том числе лабораторные практические занятия в рамках школьного курса на базе Технопарка ОмГПУ и кванториума. Уже на протяжении трех лет лицеисты приходят к нам на кафедру, и мы проводим там занятия. Разные лабораторные работы связаны с физиологией и анатомией человека, зоологией и ботаникой, используем стол «Пирогов». Так у детей есть возможность еще на школьном этапе познакомиться со студенческими занятиями и работой ученых, то есть попробовать себя в этих ролях и поработать на хорошем оборудовании. Возможно, это поможет ребятам определиться с выбором профессии. Некоторые из них идут потом к учиться к нам, увидев, посмотрев и вдохновившись работой ученых и учителей.

Без внеучебной жизни тоже никуда. Например, подготовка со студентами фестиваля науки, проведение профориентационных мероприятий для учащихся, которые к нам приходят. В июне у нас с доцентом Татьяной Юрьевной Колпаковой была игра для студентов медицинских колледжей, ребята работали с нашим оборудованием, их это очень заинтересовало.

— Есть ли у Вас ориентир в работе или наставник, который помогает освоиться в профессии?

— Считаю, что в моей работе у меня два наставника: заведующий кафедрой Олег Александрович Одинцев и мой научный руководитель Наталья Владимировна Пликина. Это два человека, которые всегда окажут помощь и поддержат в сложных ситуациях, направят работу в нужное русло и никогда не бросят на произвол судьбы.

Центр коммуникации и управления проектами