Химический анализ открывает перед нами новые грани мира, позволяя под другим углом понять свойства и влияние всего, что нас окружает. Ранее мы рассказывали, как на занятиях по химической экспертизе студенты исследовали хлебобулочные изделия, сладости, напитки и даже косметику, но не изучали материал, в который все эти продукты упаковывают. Теперь под пристальный взгляд студентов пятого курса на лабораторно-практическом занятии «Химия высокомолекулярных соединений» попал пластик. Под руководством доцента кафедры химии и методики преподавания химии Елены Анатольевны Алехиной они изучали свойства пластика и в лабораторных условиях искали отличия между основными группами пластмасс.
Студенты-химики узнали, что термопластичные пластмассы, такие как полиэтилен, полипропилен, полистирол и ПВХ, могут многократно расплавляться при нагревании и, следовательно, подлежат вторичной переработке. Это делает их более экологичными по сравнению с другими пластмассами. В отличие от них реактопласты, включая мочевино-формальдегидные и фенол-формальдегидные смолы, необратимо разрушаются при нагревании и не могут быть переработаны, что усложняет их утилизацию. Работая с учебными материалами и презентациями, студенты изучили внешний вид пластмасс, их изменения при нагревании, взаимодействие с растворителями и продуктами разложения. Ознакомление с коллекциями пластмасс позволило закрепить знания об их свойствах и областях применения. Например, виниловые обои содержат ПВХ, а упаковки для напитков чаще всего изготавливаются из ПЭТ (полиэтилентерефталат), который отличается высокой прочностью и прозрачностью.
На лабораторной части занятия студенты исследовали образцы пластмасс, наблюдая их поведение при нагревании. Они отмечали ключевые характеристики, такие как горение вне пламени, цвет огня, запах, наличие копоти и потрескивание. Это помогло студентам решить экспериментальную задачу по распознаванию различных типов пластмасс. Например, полиэтилен горит синим пламенем без копоти, а полистирол выделяет характерный запах стирола. В рамках экспериментальной части студенты изучали разнообразные образцы: одноразовую посуду (полипропилен и полистирол), самоклеющуюся пленку, виниловые обои, изделия из кожзаменителя (ПВХ), упаковки и бутылки от напитков и косметических средств (ПЭТ), корпуса ручек, пуговицы (полистирол), крышки для стеклянных банок (капрон), крышки для бутылок (полиэтилен) и другие предметы.
«Я с детства интересовалась, из чего состоят пластмассы, а на практическом занятии мы смогли это выяснить экспериментально», — поделилась студентка Александра Багрецова.
«Было интересно, ведь пластмассы окружают нас повсюду, но их состав зачастую остается загадкой. Особенно привлекла возможность приносить на исследование свои объекты», — рассказала студентка Ангелина Кочеткова.
Елена Анатольевна Алехина подчеркнула практическую значимость таких занятий не только для будущей профессиональной деятельности студентов, но и в повседневной жизни, например при выборе материалов для бытового использования. Преподаватель отметила, что благодаря такому практическому подходу студенты получили ценные знания о свойствах пластмасс, их переработке и влиянии на окружающую среду, что делает данное занятие образовательным и значимым для формирования экологического мышления.