Среди многих факультетов, кафедр Омского государственного педагогического университета есть одна со специфическим, довольно необычным названием – кафедра теории и методики музыкально-эстетического воспитания. Здесь готовят учителей музыки с высшим специальным музыкально-педагогическим образованием для средних общеобразовательных школ.
Нужна ли нам такая специальность, какова роль музыки в нравственно-эстетическом, духовном воспитании детей, молодёжи? Несколько высказываний по указанной проблеме выдающихся деятелей педагогики, культуры, науки и искусства:
«То, что отнимает у человека жизнь, – возвращает музыка» (Г. Гейне о произведениях Ф. Шопена).
«Музыка – стенография чувств» (Л.Н. Толстой).
«Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека» (В.А. Сухомлинский, «Воспитание гражданина»).
Известный пианист и педагог профессор Московской государственной консерватории Генрих Густавович Нейгауз однажды на собрании студентов своего класса сказал будущим первокурсникам: «Я беру вас не в ученики, я беру вас в дети!..» И потом каждый студент в течение всех пяти студенческих лет непрестанно чувствовал тёплую, заботливую, отеческую руку своего профессионального наставника – руководителя… Нечто подобное происходит и на нашей «музыкальной кафедре» университета. Начиная заниматься, каждый студент сразу же понимает, что он попал в особенный коллектив единомышленников, людей высокой этической и профессиональной культуры.
Руководство кафедрой осуществляет заведущая кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Юлия Фёдоровна Яковенко и заместитель декана факультета искусств заслуженный артист России доцент Валерий Михайлович Кузин. Их постоянными усилиями, заботами, стараниями и создана по-настоящему рабочая, творческая обстановка на кафедре.
Кроме обычной, ежедневной учебной работы ведётся и большая научная и исследовательская работа. Наша кафедра – одна из самых молодых в университете. Поэтому многие педагоги учатся в аспирантуре, работая над диссертациями, самостоятельно исследуют отдельные интересные, актуальные музыкально-педагогические проблемы. Общекафедральные темы научно-исследовательских работ преподавателей кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспитания – «Формирование музыкальной культуры школьников» и «Инновационные формы самостоятельной работы студентов по предметам музыкально-эстетического цикла».
Особенностью кафедры является её «общественная нагрузка» – культурно-массовая работа на факультете. Среди студентов немало талантливых, одарённых от природы музыкантов-исполнителей. Но особая гордость всего нашего коллектива – хор факультета. Под руководством преподавателей Т.А. Задорожной и Т.В. Капустиной он принимал участие в российских и региональном конкурсах молодёжных студенческих хоровых коллективов и везде занимал призовые места. Помимо этого, ежегодно проводятся отчётные концерты, традиционные вечера первокурсника, праздничные выступления ко Дню учителя, Новому году, Международному женскому дню и другие. В течение ряда лет студенты факультета приглашаются на лекции-концерты, литературно-музыкальные композиции, посвящённые юбилейным датам.
Недавно нам удалось быть невольными свидетелями встречи выпускницы нашего факультета с только что поступившей студенткой. На вопрос первокурсницы о том, как ей жилось-училось на нашем отделении, был ответ: «Отличный коллектив педагогов, учиться тебе здесь будет очень интересно!» Не скроем, было очень приятно услышать такое признание нашей воспитанницы!
И действительно, эти слова дорогого стоят!… Ради этих слов стоит жить, работать, обучать наших студентов трудному и святому ремеслу – искусству музыкально-эстетического воспитания детей и молодёжи.