В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2005–2010 годы с 1 сентября 2007 года школы России получают доступ к Федеральному центру информационно-образовательных ресурсов. Подведению первых итогов этой работы был посвящен Всероссийский научно-методический семинар «Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения: первый опыт, проблемы, перспективы», который проходил в Санкт-Петербурге с 13 по 16 августа 2007 года на базе РГПУ им. Герцена. Впечатлениями о работе семинара делится Елена Сергеевна Гайдамак, начальник отдела информационно-методической поддержки обучения Интернет-центра ОмГПУ.
— Я очень рада, что смогла принять участие в работе семинара наряду с представителями 15-ти других регионов страны, — говорит Елена Сергеевна. — Сегодня вопрос развития национальной индустрии контента для обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий обсуждается на правительственном уровне. Предприняты и конкретные шаги по его решению — 10 фирм-разработчиков, имеющих многолетний опыт в этой области, получили заказ на разработку приблизительно одной тысячи электронных ресурсов по десяти предметам школьной программы (базовое звено + базовый уровень старшей школы).
Выступление А.В. Осина (в президиуме — И.Б. Готская, профессор РГПУ им. Герцена, и А.В. Флегонтов, проректор по информатизации РГПУ им. Герцена)
В первые дни семинара нам были представлены доклады ведущих ученых страны, в которых были раскрыты концептуальные положения создания и применения электронных образовательных ресурсов нового поколения. Полагаю, что тезисы этих выступлений помогут точнее понять замысел разработчиков концепции ЭОР и оценить те новые возможности, которые современные ЭОР дают образованию.
Тезисы доклада А.В. Осина, директора Республиканского мультимедиа-центра
Процесс информатизации образования будет эффективным при условии разработки новых учебных продуктов, обладающих некоторыми инновационными качествами.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Мы будем рассматривать ЭОР, для воспроизведения которых требуется компьютер. ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа-системы (ОМС). При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Каждый тематический элемент содержания обучения может состоять из набора модулей трех видов: информационного (И), практического (П), контролирующего (К). Каждый электронный учебный модуль может иметь аналог-вариатив по исполнению (технологическому, методическому, содержательному).
Логическая структура совокупного контента ОМС
Преимущества ЭОР нового поколения:
- отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных;
- возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету;
- неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколько-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
Для эффективного использования ЭОР информатизации образования в целом требуется развитие новых образовательных технологий. Доминирующими тенденциями в этом процессе является расширение возможностей учащегося в самостоятельной учебной работе (аудиовизуальная информация, практика, аттестация – «дома») и рост творческого компонента в деятельности педагога в аудитории. Предполагается постепенный переход в деятельности педагога от вещания к дискуссии с учениками, к реализации проблемных методов обучения и перенос многих традиционно аудиторных видов занятий во внеаудиторную (самостоятельную) часть учебной работы.
Тезисы доклада И.Б. Готской, профессора РГПУ им. Герцена
Следует рассматривать ОМС как мощный катализатор практического перехода от парадигмы обучения к парадигме учения, как инструмент, который позволит развивать информационно-образовательную среду для решения задач повышения доступности, качества образования; усиления дифференциации и индивидуализации обучения.
Возможные пути реализации вариативности в ОМС, которые могут стать основой для построения авторского курса и индивидуальной образовательной траектории:
- содержательная вариативность (ориентация на различные учебники и учебные программы, уровень сложности, выделение содержательного ядра и инвариантной части, предъявление содержания на примерах различных объектов);
- стиль изложения учебного материала (академический, популярный);
- особенности дизайна;
- форма предъявления учебного материала (экскурсия, игра, путешествие, комикс).
Семинар продолжили презентации новых ресурсов, а также выступления учителей, которые уже применяют ЭОР на уроках.
В первую очередь стоить отметить высокий предметный и методический уровень мультимедийных интерактивных ЭОР, которые были продемонстрированы фирмами-разработчиками. Внедрение проблемного обучения, широкое использование мультимедийных возможностей компьютера, иллюстративность, уникальные авторские материалы — вот неполный перечень достоинств современных разработок.
Фрагмент информационного модуля по физике
Отдельного внимания заслуживают практические модули, выполненные в виде мини-игр или виртуальных экскурсий. Например, в путешествии по палатам бояр Романовых требуется исследовать интерактивное изображение белокаменного подвала и выполнить предложенное задание — и все это с помощью мыши, словно в увлекательной компьютерной игре.
Виртуальная экскурсия
Не могу не похвалить реализацию лабораторных работ по химии, физике, биологии. В одной из них в интерактивном режиме ученикам предлагается собрать установку для проведения химического опыта, провести сам опыт и запротоколировать ход работы, поместив в специальный журнал свои наблюдения (в том числе снимки экранов, на которых изображены те или иные шаги работы).
Лабораторная работа по физике
Контроль степени усвоения материала — важная часть процесса обучения. Хорошо, что сегодня при реализации аттестационных модулей разработчики пытаются уйти от чистых тестов и разрабатывают оригинальные задания, которые позволяют проверять не только знания, но и умения и навыки. Широко используется технология Drag&Drop, кроссворды, филлворды и т.д.
Аттестационный модуль по биологии
Не все актуальные задачи, стоящие перед ЭОР, разработчикам удалось реализовать к первому сентября. В частности, перспектива ближайшего будущего — создание так называемого менеджера модулей, который сможет не только выводить на экран (что уже сделано), но и хранить статистику, собранную контролирующими модулями. Однако решение подобных технических вопросов — обычное дело для опытных разработчиков, которым, безусловно, и сейчас есть что предложить самым взыскательным педагогам-новаторам.
В заключение хочется сказать огромное спасибо организаторам семинара и пригласить преподавателей, родителей, учеников и методистов ознакомиться с ресурсами Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Считаю, что всем нам нужно поддержать инициативу правительства и начать применять ЭОР в образовательном процессе. Обмениваться опытом, критиковать и советовать коллегам можно на сайте постоянно действующего интернет-семинара, который открыт под эгидой РГПУ им. Герцена.
Буду рада ответить на любые вопросы, касающиеся данного материала. Обращайтесь в ауд. 411(1) главного корпуса ОмГПУ.
P.S. Следует отметить, что доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей (ЭУМ) из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за трафик (объем одного ЭУМ — от 100 Кб до 10 Мб в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности). Помимо самого ЭУМ, вам также потребуется программный плеер (клиентская часть программной среды ОМС), который доступен для скачивания на сайте ФЦИОР.