10 июня слушатели и преподаватели Омского педуниверситета смогли принять участие в тренинге Школы публичной политики «Техника переговорного процесса».
Занятие провела Нина Беляева – заведующая кафедрой публичной политики факультета прикладной политологии Высшей Школы экономики (Москва), Президент Международного Общественного Фонда «Интерлигал», лидер общероссийского общественного движения.
Вводная теоретическая часть была посвящена определению элементов переговорного процесса, когда на основе анализа личного опыта участников эксперт создавал сложную схему переговоров, включавшую не только его предмет, сторон с их позициями и интересами, но и переговорщиков, модераторов, арбитров и др. Кроме того, рассматривались стадии переговорного процесса, тактика поведения в конфликте, стили ведения переговорного процесса и т.д.
Гостеприимный зал педуниверситета
Значительная часть занятия была практической направленности: определение спектра «конфликтных» социально-экономических и политических проблем в Омске, выбор наиболее значимой из них посредством рейтингового голосования участников, деление на команды переговорщиков, распределение ролей, определение позиций сторон переговорного процесса, моделирование переговоров и анализ. Спектр «конфликтогенных» проблем оказался очень широк от жилищной реформы до индексирования заработной платы.
В споре вырабатывалась переговорная стратегия
В результате голосования участников темами-лидерами стали две, касающиеся развития транспорта и запрета продажи пива в летних кафе. Сторонами переговорного процесса в каждой модели стали администрация города и представители бизнеса. К моделированию переговоров по проблеме пива участники подошли очень творчески: организовали митинг с требованиями сохранить свободную продажу пива, прямые включения «12-го канала», радио «Максимум» и НТВ, талантливо играли роли чиновников и представителей силовых структур. Провоцируя переговоры по тематике, объединяющей обе проблемы, касающиеся позиций малого и среднего бизнеса, эксперт совместно с менеджерами разыграли ситуацию с вмешательством мэра в переговорный процесс. После второго подготовительного раунда были смоделированы новые переговоры. Они прошли более конструктивно, когда две стороны смогли заключить предварительные соглашения, взяли на себя обязательства по подготовке следующей переговорной встречи.
Одна из сторон на переговоры не пришла
Итогом занятия стало понимание участниками мастерской возможностей управления конфликтами через переговоры, своих способностей к проведению переговоров и значимости их как механизма поиска компромиссов.