С 3 по 7 декабря Омский государственный педагогический университет при поддержке Росмолодежи организовал выездную сессию «Стартапа педагогического отряда магистрантов «МАГИ», в ходе которой сформировался коллектив, призванный решать актуальные проблемы родителей и подростков.
Творческая команда во главе с директором Центра магистерской подготовки Галиной Петровной Синицыной предложила стартап создания педагогического отряда магистрантов МАГИ (мобильные, активные, гибкие, инициативные), который включил магистрантов в деятельность регионального профессионального сообщества, привлек их к решению реальных проблем регионального образования. Расширяя возможности и зону социальной ответственности педагогического образования, а также повышая престиж педагогической профессии, идея, получившая финансовую поддержку, начала свою реализацию.
Запланированный выезд студентов магистратуры на загородную базу отдыха предполагал организационно-правовую работу по созданию студенческого объединения – магистерского педагогического отряда «МАГИ», ориентационные семинары, позволяющие освоить игровые и интерактивные технологии, применяемые в работе с подростками и их родителями, а также сплотить проектную команду для конструктивного взаимодействия.
Состав участников выездной сессии стартапа педотряда МАГИ уникален: их отличает разнородность, как в отношении возраста (от волонтеров-бакалавров до магистрантов), так и в отношении профессионального опыта, что, с одной стороны, предполагало определенные сложности при командообразовании, но, с другой стороны, открывало богатые возможности для обмена опытом, ценностями, идеями в неформальной обстановке.
Первый день начался с работы на командообразование коллектива МАГИ, для чего все участники разделились на четыре команды (в зависимости от профиля деятельности: научно-исследовательская, работа с подростками, работа с родителями и пресса). Перед каждой командой стояла непростая задача за короткий срок приготовить визитную карточку своей команды, проявив при этом педагогическую направленность и креативность.
«По результатам работы с командой магистрантов педотряда еще раз убеждаюсь, что у нас замечательные молодые люди, открытые новому и готовые решать нестандартные задачи и преодолевать трудности. Также понимаю, что только в интерактивной деятельности возможно приобретение опыта через переживание событий в группе. Именно такой выезд для многих магистрантов является событием, ценностью которого являются новые контакты, общение, понимание перспектив дальнейшей профессиональной деятельности и возможность интегрироваться в психолого-педагогическое сообщество», – отметила тренер, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Черкевич.
Программа второго дня была чрезвычайно насыщенной. Сначала участники продолжили работу над командообразованием с применением техник арттерапии, взаимодействуя и проявляя себя, находя ресурсы, которые помогут им в дальнейшей работе.
Затем состоялось торжественное открытие выездной сессии, на котором с приветственными словами к участникам отряда обратились: директор Института инновационного и инклюзивного образования ОмГПУ, зав. кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Надежда Викторовна Чекалева, директор Центра магистерской подготовки ОмГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Галина Петровна Синицына, зав. кафедрой психологии ОмГПУ, доктор психологических наук, профессор Анатолий Сергеевич Шаров, профессор кафедры педагогики ОмГПУ, доктор педагогических наук Наталья Ивановна Чуркина, начальник отдела информационной политики ОмГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Сергей Николаевич Широбоков, доцент кафедры психологии ОмГПУ, кандидат психологических наук Елена Анатольльевна Черкевич. Они пожелали участникам воспользоваться уникальными возможностями проекта, чтобы совершенствовать свои профессиональные и личностые качества, налаживать связи внутри профессионального педагогического сообщества и интегрироваться в процессы, происходящие в образовательной среде Омского региона. Далее Надежда Викторовна Чекалева провела фокус-группу «Развитие системы образования Омской области: проблемы и поиски».
«У стартапа «МАГИ» однозначно есть вектор в будущее. Я считаю, что есть, потому что он направлен на доброе дело и солидарность всех тех, кто хотел бы изменить мир вокруг себя», – подчеркнула Надежда Викторовна.
Во второй половине дня для проведения мотивационного тренинга к участникам приехала тренер, начальник информационно-методического отдела Регионального центра по организации и проведению молодежных мероприятий Алена Сергеевна Блинова. По окончании тренинга она особо отметила желание и готовность группы находить общее при таком разнородном составе.
«Сложилось впечатление, что есть действующая команда, а значит и будущее у проекта», – поделилась своими впечатлениями Алена Сергеевна.
День завершился познавательным тренингом «Равные возможности». На нем участники, разделившись на три команды, пытались увидеть и сформулировать проблемы в сферах образования, культуры и занятости, проанализировать их и найти возможные способы решения, а также определить степень вовлеченности стейкхолдеров проектов и актуализировать доступность социальных сфер гражданам в современных условиях.
Третий день был по сути кульминационным: он начался с тренинга регионального координатора Российского движения школьников Алексея Васильевича Степочкина-Тищенкова. Интерактивный и насыщенный тренинг на тему «Деятельность педагогических отрядов в системе образования Омского региона» дал возможность участникам в интерактивной форме развить свои навыки для работы с детьми и подростками. В ходе тренинга Алексей Васильевич не раз отмечал, что команда отряда проявляет слаженность и единство, достаточные для столь короткого срока ее существования. Также он представил перспективы деятельности педотряда, указывая на возможные варианты сотрудничества с Общероссийским движением школьников, где на сегодняшний день особенно востребованы профессиональные навыки замотивированных педагогов и психологов.
В этот же день прошло посвящение в «МАГИ», подготовленное волонтерами команды, в ходе которого в творческой и веселой обстановке разрабатывалась атрибутика педагогического отряда, предлагались различные варианты девиза, песни, эмблемы, традиций. В конце участникам отряда были вручены подготовленные волонтерами дипломы.
Завершился день открытой дискуссией с элементами эвристической беседы зав. кафедрой психологии ОмГПУ, доктора психологических наук, профессора Анатолия Сергеевича Шарова об экзистенциальных вопросах жизни и любви, в ходе которой профессору были заданы вопросы, особенно волновавшие аудиторию, в числе которых вопрос о сущности любви педагога к детям.
«Я занимаюсь воспитанием детей. Я очень хочу принять активное участие в работе отряда. Я пришла сюда сознательно: сейчас я ищу, где я могу быть полезной. Очень хочется совершенствоваться и развиваться», – отметила магистрантка Елена Хадыкина.
На четвертый день состоялся заключительный тренинг, который провела специалист Студенческого центра ОмГПУ Светлана Анатольевна Талалаева. В рамках этого тренинга участники познакомились с богатой историей волонтерских отрядов в Омском государственном педагогического университете и обсудили практические вопросы регионального образования, а также возможные способы решения насущных (актуальных) проблем. Особенно был ценен разговор о перспективах работы отряда, о практическом использовании опыта и знаниях магистрантов.
«Познакомившись с отрядом, я поняла, что его состав удивительный. Да, здесь и бакалавры, и магистры, и учителя, и бывшие, и сегодняшние студенты, и люди разных поколений, и разных - самое главное – мировоззрений и пониманий педагогических проблем. Мне кажется, что в этом наша уникальность и есть. Я думаю, что этот проект имеет будущее совершенно точно и он привлечет к себе других людей, так как эта неуспокоенность людей и желание вступить в дискуссию, высказать свою точку зрения очень привлекает. Такие мероприятия помогают сплотиться и найти общий язык», – рассказала волонтер, студентка факультета иностранных языков Мария Комарова.
Выездная сессия закончилась официальным закрытием и гала концертом, на котором участники педагогического отряда и волонтеры представили свое творчество, проявив актерские, режиссерские, педагогические умения и навыки, и высокий художественный уровень вокального мастерства. Присутствующие смогли не только насладиться профессиональным пением и поэзией, но и поучаствовать в мастер-классах по вокалу, китайской иероглифике и социальному танцу, которые также представляют собой потенциал педагогического отряда МАГИ в работе с социальными партнерами нашего региона.